наши спонсоры и партнеры
ПРЕССА

С. Новикова "Чайка в стиле модерн". г. Москва
"Экран и сцена" № 12/27230.03 - 06.04.1995 г.

    «Борис Гранатов поставил "Прошлым летом в Чулимске" Вампилова как поэтическую историю чеховских интеллигентов, заброшенных жизнью куда-то в тьму-таракань. Вампиловские прототипы, разумеется, вряд ли носили длинные платья, белые костюмы и шляпы, но здесь, в этом дивном, щемящем, как романс спектакле, все было органично, в это верилось - поверх рацио. Утонченная хрупкость героев вступала в противоречие с грубостью обстоятельств, воспоминания о "прошлом лете" - контрастировали с реальной зимой. Режиссер явно тяготеет к условно эстетическому театру, к стилизации, не отменяя психологизм, но подчиняя его живописно-декоративному началу. Спектакли Гранатова рождаются из визуального образа. Заставляя работать душу, они прежде всего "подкармливают зрение". Этот принцип соблюден и в интерпретациях классики, и в детских сказках. Ключем становится пластическое решение в самом широком смысле».


Олег Пивоваров. Театральный критик, заслуженный деятель искусств России, главный редактор журнала «Театральная жизнь» об игре Эдуарда Аблавацкого:

    …Нет ничего сложнее, чем попытаться сыграть творческий процесс, а тем более процесс гения. Это удавалось единицам. Видимо, это тот творческий Эверест, на вершину которого многие хотят взойти, но в лучшем случае остаются в предгорье, не поднимаясь выше. Вы будете двигаться, мне так кажется. Это очень яркая и очень интересная работа фестиваля. Сезон заканчивается, мне удалось увидеть очень разные спектакли. И ваша актерская работа входит в десятку лучших российских…


Карпова Нина, театральный критик:

    …Гранатов ставит спектакль настолько болезненный про ту эпоху, которую мы позволяем себе забывать. Вчера соединились музыка Шостаковича, и дирижерское искусство, и поэзия слов…

    Человек на войне, человек в блокадном Ленинграде, человек, у которого первично духовное начало - это для Гранатова тема многих его спектаклей. Он поднимает разговор о вечных проблемах, которые выходят из исторической военной ситуации. Он говорит об искусстве очень любопытно и находит абсолютно адекватный язык…


Чепуров Александр, театральный критик, исполнительный директор по научно-творческой работе Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринка), доцент СПГАТИ.

    Здесь нет портретного сходства, нет конкретных людей и это прекрасно! Это поэтический театр. Это та самая нужная степень отстранения поэтического и вместе с тем обобщения. И музыка Шостаковича существует как один из персонажей этой драмы. Хочу отметить прекрасную сценографию, где среди всего этого зачехленного Ленинграда - репродуктор, как некая мембрана сердца

    Здесь есть та поэтическая сердцевина, поэтическая трагедия, о которой мечтала в свое время Ольга Федоровна Берггольц. Так что я хочу поздравить вас с этим спектаклем и будет прекрасно, если он будет показан в Питере.


Роман Должанский. "Из Вологды в Москву". "Экран и сцена", № 16,
17-24 февраля 1994 год, г. Москва.

    «Театру Наций» пришла в голову великолепная мысль - пригласить на мини-гастроли в столицу Вологодский театр для детей и молодежи. Давно пора... В Вологде происходит немало интересного и необычного. Любопытствующие критики и театральные лаборатории потянулись на север. И, кажется, из побывавших у Гранатова не остался разочарованным. Его спектакли всегда неожиданны, он одинаково увлеченно работает и для детей и молодежи, в театре кипит жизнь. Гранатов строит свой, на других не похожий, театр, он не экономит силы на репертуаре для детей, и сказки ставит столь же увлеченно и изобретательно, как Гоголя и Шекспира. Никогда не знаешь наперед, что от него ждать. Эмблема театра - острые и резкие, как разряды молний, белые буквы на черном фоне - уже стали знаком качества».


Н.Завалишина. "Колдовское зеркало", "Экран и сцена", № 49 19

    «Поэтика карнавала, свойственная многим постановкам Вологодского театра для детей и молодежи, в "Чайке" достигает апогея, внося в спектакль не характерную, казалось бы, для великого драматурга экстравагнтность. И дело не только в стремлении к современному прочтению пьесы, но и в особом понимании дуализма мировосприятия Чехова, в чьем творчестве неразрывно сплетаются бытовое и иррациональное. Постановщик Б.Гранатов построил спектакль на взаимодействии двух пространственно-временных зон: зоны реальной человеческой жизни, имеющей определенные границы, и зоны вечной неизвестности, бездны сна и тайны».


Ирина Мягкова. "Утро России", № 2, 20-26 января 1994 г. Москва

    «Думаю, что такая вот "Дюймовочка" в качестве первого в жизни спектакля может иметь для юных вологжан такое же значение, как мхатовская "Синяя птица" для нескольких поколений москвичей. Дай Бог ей столько же продержаться в репертуаре!.. Нетипичен здесь ТЮЗ, который взращивает Борис Гранатов. Бунт против консервативного театра - вот что затеял ТЮЗ, предлагая своим зрителям то хрестоматийного "Ревизора", сыгранного как клоунада при участии нечистой силы, то известную пьесу Александра Вампилова "Прошлым летом в Чулимске", поставленную так, словно речь идет о персонажах Чехова, вдруг перенесшихся в сибирскую тайгу времен развитого социализма в костюмах, им присущих, но лишенных каких бы то ни было примет быта. То мрачноватые фантазии на темы шекспировской "Ромео и Джульетты", где девочка-гимназистка Джулия, заблудившись во времени и пространстве с бродячей труппой, попадает в некое царство жестокости и смерти и соглашается сыграть роль Джульетты. Спектакли Гранатова всегда очень красивы. Его постоянные художники - Степан Зограбян и Ольга Резниченко - мастера высокого класса. Его актеры прекрасно движутся, хорошо поют без фонограммы, легко исполняют цирковые трюки /каждодневный тренинг/. Режиссер культивирует свое понимание театра как Дома, как Семьи».


Т. Шах-Азизова, "Культура", 7 мая 1994 г. Москва

    «В Москву приезжал на гастроли из Вологды театр для детей и молодежи Бориса Гранатова. Театр, которого ждали, куда ездят смотреть спектакли, театр с репутацией живого и культурного дела. В театре подкупает, прежде всего, достоинство, ощутимое буквально во всем, в отсутствии каких бы то ни было комплексов, творческих или провинциальных, заставляющих гнаться за модой или стесняться своего назначения. В спокойном, без вызова и амбиций, самосознании и верности в себе. В уважении к своей профессии и своему делу. Облик спектаклей, будь то классика, сказка или сцены провинциальной жизни, отмечен редким сейчас чувством стиля, что позволяет избегать однообразия, не повторяться ритмом, притом, что и свой особый стиль в спектаклях Гранатова есть. Их обаяние - в легкой странности, поэтической свободе, привкусе тайны, в том, что похожи они на видения. Здесь могут сместиться границы жанров, смениться место действия, а в давней классической пьесе столкнуться далеко отстоящие времена. Происходит вольная аранжировка известного текста или, как сказано в программке "Джульетты и Ромео", импровизация на темы старинной пьесы».


Профессор Ю. Бабичева. "Гоголь пожимает плечами". Газета
"Красный Север" 25 января 1994 год. Вологда.

    «В этом спектакле все - «не так». То есть не так, как мы привыкли воспринимать комеди Гоголя и его "смех сквозь слезы" в рамках канона школьной программы, многие годы непоколебимого..., но моей душе, уставшей от злого балагана современной действительности, очень хочется вопреки здравому смыслу поверить наивному призыву гранатовского спетакля "Засмеемся без задних мыслей, без оглядок на начальство, на нравственные задачи и политические прогнозы, и тогда зло исчезнет, вот увидите, оно исчезнет." Опыт жизни подсказывает уму: не победить организованного зла нашему дружному и непредвзятому смеху, а душе хочется верить: а вдруг!..». (О «Ревизоре»)


А. В. Бартошевич, доктор искусствоведческих наук, профессор
Российской Академии театральных искусств, 1993 г.

    «Вологодский ТЮЗ принадлежит к числу тех, не слишком многих театров для детей и молодежи, в которых идут поиски современных театральных идей и которые становятся средоточием и центром художественной жизни города. Это произошло благодаря группе талантливых людей и более всего Борису Гранатову, художественному руководителю. Б.Гранатов, его художник Степан Зограбян, художник по костюмам Ольга Резниченко и молодая труппа сумели создать театр с превосходным репертуаром, выразительным театральным языком и, что особенно важно для ТЮЗа, одинаково высокой эстетической требовательностью к "взрослым" и "детским" спектаклям».


С. Новикова Открытие сезона. "Чехов в Чулимске",
"Экран и сцена" № 51/108/, 19.12.91 г. Москва.

    «Не скрываю своих чувств и признаюсь в любви к Вологодскому ТЮЗу. За независимость мышления и дерзость. За хорошо подобранный репертуар с непременной классикой - Шекспиром, Гоголем, Островским, Чеховым, с поставленными не случайным заезжим режиссером, а главным - Борисом Гранатовым - сказками. За удивительную сценографию С.Зограбяна, когда между формой и содержанием нет зазора, и кажется, что художник и режиссер - не разные люди, а некое существо двойственной природы вроде кентавра».


страница    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15