партнеры
ПРЕССА

Майя Романова
еженедельник "Аргументы и факты", № 27, 6 июля 2016 г.

Эхо фестивалей. Как Вологда на неделю превратилась в театральную столицу

    ...Я также очень люблю театр Бориса Гранатова: та ультратеатральность, которая есть во всех его спектаклях, мне лично очень интересна. Даже финал, который автор инсценировки, знаменитый питерский режиссер Геннадий Тростинецкий потребовал оставить без изменений, они обыграли весьма иронично - Маша в полном здравии и красе сидит рядом с автором, и они читают роман, как бы говорят нам: «У нас театр, мы историю вам рассказали - придумали такой конец. А вообще мы сидим, читаем Пушкина, и вы почитайте «Дубровского», возьмите книжку и почитайте!»...


Александр Марюков
Из газеты «Красный Север», № 30 (27 591), 23 марта 2016 г.

И через 50 лет Айболит не утратил бодрости духа

    Сказочное представление для детей и взрослых с песнями и танцами, выстрелами и музыкой «Айболит-2016» будет интересно не только детям, но и их родителям, бабушкам и дедушкам. Ну кому же не хочется хоть ненадолго вернуться в детство и юность? Поэтому на премьере старшее поколение с ностальгией подпевало потешным злодеям: «Нормальные герои всегда идут в обход». И весь зал объединила знаменитая пиратская песенка «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку гулять».
    Но не только музыка создает лирическое настроение - до мелочей продумана каждая деталь постановки. Так, неописуемый восторг вызывает появление на сцене «великана» Бармалея, который в исполнении Дениса Долбышева больше напоминает расшалившегося мальчишку, а не грозного разбойника. И вообще цирковые элементы (упражнения по пластике ставила Наталья Петрова-Рудая) не просто удачно вписаны в действо, но в сочетании с уникальными костюмами, придуманными лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» Ольгой Резниченко, создают неповторимую атмосферу спектакля. Доктор Айболит (на премьере эту роль исполнил Александр Лобанцев) не только объединяет всех персонажей, но и дарит им надежду: «Это даже хорошо, что сейчас нам плохо!»
    Художественный руководитель театра, режиссер-постановщик «Айболита- 2016» Борис Гранатов давно собирался поставить этот спектакль. По его мнению, добрые, симпатичные герои не только полюбятся малышам, но и помогут понять, что «такое хорошо и что такое плохо».


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 21 марта 2016 г.

Денис Недопекин «Театр для детей и молодежи открыл зрителю свою версию истории о добром докторе Айболите»

    Старая сказка сделана на новый лад: динамичная музыка, световые и звуковые эффекты, яркие костюмы и декорации, массовые танцы и акробатические номера превращают историю Чуковского о добром докторе в яркое музыкальное шоу.
    Со сцены Айболит беседует с залом, и дети идут с ним на контакт, воспринимая советы и поучительные истории доктора. Бармалей тоже обращается к юным зрителями, пытаясь заручиться их поддержкой в своих темных делах, но ребята с легкостью распознают хитрые уловки злодея и не поддаются на его провокации.
    Спектакль «Айболит-2016» рассказывает детям о вечных ценностях, на которых держится мир: добре, справедливости и взаимопомощи. Рассказчик в спектакле ведет речь о том, что на мир можно смотреть с двух сторон – позитивной и негативной: эти полюсы наглядно демонстрируют мрачные трагики и заводные комики – плач сменяется смехом, вместо тьмы приходит свет, радость вытесняет печаль.


Александр Марюков
Из газеты «Красный Север», № 17 (27 578), 17 февраля 2016 г.

"Преступление", которого так ждали...

    Слухи о том, что в Вологодском театре для детей и молодежи готовятся к постановке «Преступления и наказания» ходили по Вологде давно. Конечно, далеко не каждый театр осмелится обратиться к одному из хрестоматийных произведений русской классики, но этому коллективу к экспериментам не привыкать.
    Тройную задачу взвалил на свои плечи Андрей Камендов - занялся и инсценировкой, и оформлением, и режиссурой. Вот как он сам рассказывает об этой работе:
    -Наш спектакль - это театральная игра по мотивам романа. Это сон Раскольникова, который ему мог бы присниться. О странных видениях во сне... Он мысленно вновь и вновь возвращается в ту самую квартиру, в которой убитая процентщица вдруг оживает и становится частью его жизни. Сон о неизбежности наказания. О раскаянии и... спасении.
    В полтора часа сценического действия вошли основные сюжетные линии. В версии вологжан спектакль «О преступлении» носит подзаголовок - «История с любовью и убийствами по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Причем рассказывают ее всего три артиста. Андрей Камендов - про Родиона Раскольникова, Анна Терентьева - про Сонечку Мармеладову, а заслуженная артистка России Августа Кленчина - про убитую старуху-процентщицу Алену Ивановну.
    Итак, как говорил режиссер, по ходу действия происходит невероятное событие (которых у Достоевского всегда в избытке): убитая старуха оживает и начинает … прикидываться различными персонажами. И ладно бы одних особ женского пола изображала - свою безответную сводную сестру Лизавету, трепетную Полиньку, сводную сестру Сони, и заботливую, живущую только сыном Пульхерию Раскольникову... Так нет, мужские образы выходят ничуть не хуже. Вроде второстепенные персонажи - рабочий Миколка и полицейский, усатый помощник квартального надзирателя, - а ведь как колоритны и узнаваемы.
    Другой наклон головы, иная интонация, серьезное выражение лица - и вот перед нами главный антипод Раскольникова - судебный следователь Порфирий Петрович. Он вроде бы и сочувствует юноше, но согласно долгу должен вывести его на чистую воду. В том, что эта словесная дуэль столь ярка и выразительна, большая заслуга режиссера по пластике Натальи Петровой-Рудой.
    В наше время, когда кровь льется буквально на каждом шагу, никому из проливающих ее не придет в голову задать себе вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И вообще, страдания Раскольникова многим могут показаться надуманными и неуместными. Многим, но не Федору Достоевскому и создателям спектакля. Поэтому и приговор, который Родион себе выносит, безжалостен: «Я не старуху, я себя убил...» Но не все так безнадежно: писатель оставляет для героя и выход - покаяние и любовь.
    Руководитель постановки «О преступлении», художественный руководитель театра народный артист России Борис Гранатов не раз в своих интервью отмечал, что именно в классических произведениях можно найти ответы на вопросы, которые волнуют людей сегодня. Новая работа коллектива - яркий тому пример.


Александр Марюков
Из газеты «Красный Север», № 14 (27575), 10 февраля 2016 г.

«Разговор о счастье вылился в... причитания»

    Бурным «родительским собранием» закончился премьерный показ спектакля «Однажды мы все будем счастливы...» в Вологодском театре для детей и молодежи. А обсуждать было что - драматическая судьба девочки Маши, несчастного, нелюбимого, не похожего на сверстников ребенка, вряд ли кого может оставить равнодушным…
    …На зрителей работа режиссера Аллы Петрик (актриса впервые, и успешно, выступает в новой для себя ипостаси) и исполнительницы роли Маши Виктории Парфеньевой произвела большое впечатление: почти каждый из сидящих в зале хотел высказаться. Создатели моноспектакля неслучайно обозначили свою работу как «причитания в одном действии девочки Маши» - героиня исповедуется перед публикой, вновь переживает события своей грустной жизни. Хорошо известно, что постановки на малой сцене требуют от актера особого мастерства, тут, в двух шагах от зрителя, невозможно сфальшивить, сразу заметят. Декораций минимум, все посвящено одной задаче - раскрытию душевных терзаний героини. И с задачей этой Виктория Парфеньева справляется так, что зал не скрывает своих эмоций.
    При обсуждении спектакля прозвучал и такой «неудобный» вопрос: а что же дальше, как героине жить после всего того, что произошло? Народный артист России, художественный руководитель Вологодского театра для детей и молодежи Борис Гранатов ответил на него так: «Театральное искусство прежде всего ставит вопросы, а не отвечает на них. Отвечать должно общество, все мы. На мой взгляд, спектакль получился любопытным, он будоражит, заставляет зрителей посмотреть на себя со стороны. И не только сверстников Маши, но и их родителей. Ведь это мы, взрослые, зачастую стараемся вставить ребенка в привычные рамки. Пристаем с различными нравоучениями: ну что ты делаешь, разве так рисуют, лепят, поют? И тем самым убиваем индивидуальность».
    И еще одна интересная мысль прозвучала во время обсуждения: а все ли благополучно в так называемых благополучных семьях, где родители горбатятся ради счастья своего дитяти, порой забывая о самом главном - о нем самом? Может, и их заденут за живое слова героини: «Да, я вообще так подумала: а для чего рожают детей? Чтоб всю жизнь на нас зло срывать, чтоб винить нас в своих неудачах?»


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 5 февраля 2016 г.

Светлана Гришина «Причитания по несбывшемуся счастью: на малой сцене Театра для детей и молодёжи прошла премьера моноспектакля «Однажды мы все будем счастливы…»

    Посеешь ветер – пожнешь бурю. А что пожнешь, не посеяв любви? Равнодушие? Обиду? Ненависть? Какими всходами прорастет душа ребенка, никогда не видевшего ни интереса к себе, ни участия, ни ласки? Кто виноват в том, что отношения детей и родителей складываются порой так трагично? Клубок этих непростых вопросов взялись распутывать создатели нового спектакля на малой сцене Театра для детей и молодежи «Однажды мы все будем счастливы…».
    Идея поставить моноспектакль по одноименной пьесе современного драматурга Екатерины Васильевой принадлежит актрисе ТЮЗа Виктории Парфеньевой. В ходе действия она создает яркий и убедительный образ девочки-подростка из семьи, какие сейчас принято называть неблагополучными. Отец давно умер, и мать воспитывает ее в одиночку. Впрочем, то, что она делает, трудно назвать воспитанием. Матерная ругань и побои, полная табачного дыма квартира – все это знакомо ей с детства. Но главная беда этого ребенка – сомнение в том, что он хоть кому-то нужен.
    Но ее мать – тоже изгой. Непрестижная тяжелая работа, внешность, отличающаяся от нормы, женское одиночество, какая-то глубоко затаенная обида на жизнь... И ее потребность в любви и принятии уродливо трансформируется в издевательство над собственным ребенком. Для нее это единственный способ почувствовать свою значимость, удостовериться в том, что есть кто-то, кто замечает – и пусть попробует не заметить! – ее существование.
    Неприятие матерью побуждает девочку к отчаянным поискам того, кто ее все-таки примет, – но все они оказываются безуспешными, принимают жалкие, а порой и жестокие формы. Куклы, отобранные у «девок» во дворе и закопанные в песок, репей в волосах у обидчиц, птицы, пойманные трехлитровой банкой и задохнувшиеся в ней…
    Отсутствие всяких жизненных ориентиров, которые должны были задать и не задали родители, заставляет ее судорожно метаться в попытках установить их самой. Кое-что ей удается нащупать интуитивно, и она, потрясенная, обнаруживает в себе способность быть счастливой – об этом говорит щемящий эпизод с цветами.
    Примитивность представлений героини о мире и человеческих отношениях контрастирует с остротой переживания собственной отверженности – «я другая». И мы видим, что этот несчастный подросток – человек мыслящий и рефлексирующий.
    Если задуматься – всякий ли образованный взрослый способен на более чем часовой монолог о себе, причем не просто жалобу, а достаточно беспощадный самоанализ? Понятно, что это условность, но именно она и работает на образ, найденный актрисой.
    Этот образ впечатляет своей целостностью, в любом из эмоциональных состояний она выглядит органично, каждое из них проживает искренне. По признанию Виктории Парфеньевой, ей жалко свою героиню. И зрителю тоже становится ее жалко, несмотря ни на что. Она угловатая, грубоватая, нескладная, иногда даже кажется, что девочка действительно «рябая» – эта деталь ее внешности многократно повторяется в тексте пьесы, но никак не отражена в сценическом облике. «Странность» героини подчеркнута ее костюмом и «головным убором», который в первый момент вызывает у зрителя оторопь. Но, несмотря на все это, нельзя не заметить, что это неординарная личность – чего стоят ее детсадовские рисунки, созданные словно в пику всем представлениям о «нормальном» ребенке, или рассуждения о профессиях маляра и актрисы. К финалу становится очевидно, насколько этот «неблагополучный» подросток здоровее нравственно, чем ее благополучные сверстницы, девочки «со вкусом» – ведь именно их руками совершается преступление, за непротивление которому потом казнит себя героиня спектакля.
    Оформление спектакля лаконично – обтянутая черным сцена, три стула и три ширмы с детскими рисунками (рисунки настоящие – такой вклад в мамину работу внесла дочка Виктории Парфеньевой). Это пространство, лишенное всяких конкретных черт, – одновременно и дом, и двор, и улица, и школьный коридор, и кладбище. Но что-то не дает избавиться от ощущения, что это зал суда – не только суда обделенного любовью человека над своей матерью, но его суда своей жизнью и самим собой. А детские рисунки – яркие цветные пятна на черном фоне – как грамоты о прощении. И прощены все.
    О работе над спектаклем и о своем взгляде на проблему «отцов» и «детей» рассказывают актриса Виктория Парфеньева и автор постановки Алла Петрик.
    Пьеса Екатерины Васильевой – достаточно тяжелый в эмоциональном плане материал. Чем он вас заинтересовал?
    Виктория Парфеньева: У меня было счастливое детство, но вокруг я видела много детей, живущих в очень непростых обстоятельствах – как правило, их судьбы сложились печально. И я считаю, что ответственность за это лежит в основном на их родителях. Ребенок нуждается в поддержке, понимании и любви – если этого в его жизни нет, то пустоту заполнит агрессия. Сегодня эта тема, как мне кажется, очень актуальна, и пьеса как раз об этом.
    Девочка вызывает острое сочувствие, и в то же время это человек довольно жестокий. Каково это – играть персонажа, совершающего неприемлемые поступки?
    Виктория Парфеньева: Девочка изначально лишена любви, и у нее парализованы нормальные человеческие чувства, но ведь она живая, она человек… Ее жестокость – от неразвитости, от недобора души – ее и винить-то в этом нельзя.
    Весь спектакль – это своего рода исповедь героини. Перед кем она исповедуется в вашей трактовке пьесы? К кому обращен ее монолог?
    Алла Петрик: Нам не хотелось бы говорить об этом прямо – наоборот, интересно было бы послушать зрителей, как бы они это поняли и объяснили. Точно можно сказать одно: звучащая в финале фраза: «Я больше никуда отсюда не уйду» (ее можно трактовать по-разному) у нас должна означать: «Никуда не уйду от себя». Она долго носит в себе эту боль – груз вины за убийство, и понимает, что ей не избавиться от этой боли.
    Жанр спектакля определен как «причитание в одном действии»…
    Алла Петрик: Это определение предложил Борис Александрович Гранатов, мы очень обрадовались и благодарны ему за это. Дело в том, что в этом спектакле нам хотелось уйти от всякого пафоса – не называть его монодрамой, например. Потому что сама пьеса – вещь жесткая, сложная, трагичная, но не пафосная.
    По кому причитание?
    Виктория Парфеньева: По себе. По маме. По людям. По миру вообще. Жалко всех. И пусть так ни у кого не будет.


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 19 октября 2015 г.

Светлана Гришина «Репертуар Театра для детей и молодёжи пополнился шутовской комедией: 40-й сезон открыли «Страсти по Тилю»

    История Тиля Уленшпигеля в постановке народного артиста России Бориса Гранатова сочетает в себе условность и гротеск, ощутимо передает атмосферу Фландрии XVI века и вместе с тем говорит о сегодняшнем дне. В центре спектакля – образ шута Тиля, который в чем-то подобен знаменитым шекспировским шутам, по масштабу личности сравнимым с трагическими героями: его шутки и песенки вызывают смех, но они полны тонкого знания человеческой натуры и заставляют задуматься о серьезных вещах. Прозвище «Уленшпигель» означает «Я ваше зеркало», что подчеркивает предназначение героя: это человек, наделенный даром видеть истинную суть вещей, выводить на свет людские пороки – и безобидные, и страшные – и умеющий посмеяться над ними – и по-доброму, и с едкой издёвкой.
    В народных фламандских легендах Тиль Уленшпигель предстает воплощением народной смеховой культуры, в романе Шарля де Костера это романтический герой – сильная личность, противостоящая враждебному миру, в пьесе Григория Горина – ироничный интеллектуал. В новом спектакле ТЮЗа, поставленном по горинскому тексту, все эти ипостаси слились в единое целое. Суть конфликта, который служит «пружиной» для развития действия, – выбор. Даже в «темные времена», когда действительность загоняет человека или даже целый народ в жесткие рамки, возможность выбора остается. Выбор делает каждый из героев спектакля: и угольщик Клаас, не пожелавший отречься от своих взглядов даже под угрозой страшной смерти, и его жена Сооткин, не просившая мужа о раскаянии, и рыбник Иост, предатель «по убеждению». Выбор Тиля – бросить вызов «системе», вдохновив весь народ на борьбу против гнета испанцев и инквизиции. Хотя этот выбор дается ему нелегко – через преодоление глубокого личного горя.
    Но этот герой не романтический одиночка, а воплощение извечного стремления личности к свободе, порождение воли всего народа, «дух Фландрии». В спектакле это подчеркивается множеством массовых сцен. Эта «многолюдность» передает дух народной культуры, когда жизнь горожан проходит на улице и у каждого события есть множество зрителей. Впечатляет стиль, в котором выполнено оформление сцены и костюмы артистов: на задник проецируются репродукции картин художников Северного Возрождения и мастеров ХХ века, а сами герои спектакля порой ассоциативно напоминают полотна голландских живописцев. Лейтмотивом нового бунтарского спектакля Вологодского театра для детей и молодежи становится ожидание рождения героя – в начале и конце действия рефреном звучит яростно выкрикиваемая персонажами музыкальная фраза-заклинание: «Время такое временно – героем страна беременна!» Рок-музыка и стихи современных авторов в устах персонажей подчеркивает экспрессию переживаний и словно перекидывают мост в наше время.


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 20 апреля 2015 г.

Ирина Сорокина «Спектакль «Сороковые, роковые…» подготовил к 70-летию Победы Театр для детей и молодёжи»

    «Сороковые, роковые…» открывает для зрителя целый пласт литературы и музыки военного и послевоенного времени, на котором выросло не одно поколение. Для ветеранов – это возможность вспомнить свою молодость и даже спеть или прочитать с артистами знакомые строчки. А для подрастающего поколения – знакомство с судьбами, чувствами и переживаниями их ровесников того времени, а теперь уже бабушками и дедушками.
    Эти стихи тонкие, лиричные – яркое и емкое отражение целой эпохи, которая советскому народу стоила множества жизней. Великая Отечественная война не обошла стороной практически ни одну семью – в каждой есть свой герой, память о котором сегодня хранят дети и внуки. И разве могут оставить равнодушными строки, которые согревали и поддерживали наших победителей в те суровые военные дни. Чем они жили? Верой в победу, любовью родных и этими жизнеутверждающими стихами и песнями.
    В спектакль «Сороковые, роковые…» вошло более 30 произведений. В постановке задействована вся труппа ТЮЗа, и каждый артист постарался передать этими строками всю боль и тягость тех военных дней. Режиссер народный артист РФ Борис Гранатов раскрывает в этом спектакле очень важные события войны, начиная с ее внезапного объявления: как гром посреди ясного неба звучит стихотворение Степана Щипачева «22 июня 1941 года». А вот уходят на войну безусые мальчишки, приписывая себе несколько лет, чтобы взяли на фронт, – и звучит песня «До свидания, мальчики» Булата Окуджавы, шаткое равновесие жизни и смерти в строчках Константина Симонова «Атака», страшные 900 дней блокады Ленинграда вылились в стихи Ольги Бергольц («Да, мы не скроем эти дни», «Ленинградке», «Февральский дневник»). Не обошли стороной и тему женщин и детей на войне, и выступления на привалах бригад артистов.
    В спектакль вошло известное стихотворение нашего земляка, участника войны Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной». А, пожалуй, самые трогательные строчки о любви – песни «В землянке», «Жди меня», «Темная ночь» – подпевал весь зал. Ведь военные и послевоенные стихи написаны с таким чувством, с таким душевным надрывом, что и сегодня их сложно слушать, сдерживая слезы.


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 16 марта 2015 г.

Ирина Сорокина «Премьера мелодрамы «Сотворившая чудо» состоялась в Вологодском театре юного зрителя».

    Спектакль, несмотря на довольно тяжелый сюжет, не кажется безысходным, в нем много светлого и доброго. Трио Тимура Миргалимова, Василия Лимонова и Дениса Долбышева с их лиричными или заводными музыкальными композициями разряжают напряженность обстановки. И главные герои тоже подходят к микрофону, чтобы в песне передать свои эмоции и чувства.
    Молодой актрисе Анне Терентьевой (в другом составе Виктория Чудова) удалось воплотить на сцене непростой образ слепоглухонемой девочки, капризной, свободолюбивой, но горячо желающей познать этот мир. «Элен непростой, но всё же ребенок. Чтобы понять и передать мир ее переживаний, мы ездили в специализированный интернат в Грязовце, – рассказала Анна. – Дети там живут несколько изолированно, но у них прекрасные учителя. Там мы встретились с удивительной девочкой, в чем-то похожей на мою героиню. Врачи думали, что она умственно отсталая, поэтому определили в специализированную школу VIII вида, она проучилась там три года. А потом увидели, что девочка слышит и стали с ней заниматься, теперь она пишет очень красивую музыку. Эта девочка вдохновила меня на работу». Спектакль, уверена актриса, поможет людям осознать, что дети без зрения, слуха живут рядом с нами, они дарят свет окружающим, борются, цепляются за жизнь, стараются что-то сделать для других. Сама Элен Келлер, например, написала семь книг...
    История Элен Келлер и Анни Селиван очень искренняя, трогательная и грустная, но счастливый конец дает зрителю надежду: не бывает безвыходных ситуаций, надо действовать, пробовать, не сдаваться, и тогда чудо обязательно свершится.


страница    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15