партнеры
ПРЕССА

WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 19 октября 2015 г.

Светлана Гришина «Репертуар Театра для детей и молодёжи пополнился шутовской комедией: 40-й сезон открыли «Страсти по Тилю»

    История Тиля Уленшпигеля в постановке народного артиста России Бориса Гранатова сочетает в себе условность и гротеск, ощутимо передает атмосферу Фландрии XVI века и вместе с тем говорит о сегодняшнем дне. В центре спектакля – образ шута Тиля, который в чем-то подобен знаменитым шекспировским шутам, по масштабу личности сравнимым с трагическими героями: его шутки и песенки вызывают смех, но они полны тонкого знания человеческой натуры и заставляют задуматься о серьезных вещах. Прозвище «Уленшпигель» означает «Я ваше зеркало», что подчеркивает предназначение героя: это человек, наделенный даром видеть истинную суть вещей, выводить на свет людские пороки – и безобидные, и страшные – и умеющий посмеяться над ними – и по-доброму, и с едкой издёвкой.
    В народных фламандских легендах Тиль Уленшпигель предстает воплощением народной смеховой культуры, в романе Шарля де Костера это романтический герой – сильная личность, противостоящая враждебному миру, в пьесе Григория Горина – ироничный интеллектуал. В новом спектакле ТЮЗа, поставленном по горинскому тексту, все эти ипостаси слились в единое целое. Суть конфликта, который служит «пружиной» для развития действия, – выбор. Даже в «темные времена», когда действительность загоняет человека или даже целый народ в жесткие рамки, возможность выбора остается. Выбор делает каждый из героев спектакля: и угольщик Клаас, не пожелавший отречься от своих взглядов даже под угрозой страшной смерти, и его жена Сооткин, не просившая мужа о раскаянии, и рыбник Иост, предатель «по убеждению». Выбор Тиля – бросить вызов «системе», вдохновив весь народ на борьбу против гнета испанцев и инквизиции. Хотя этот выбор дается ему нелегко – через преодоление глубокого личного горя.
    Но этот герой не романтический одиночка, а воплощение извечного стремления личности к свободе, порождение воли всего народа, «дух Фландрии». В спектакле это подчеркивается множеством массовых сцен. Эта «многолюдность» передает дух народной культуры, когда жизнь горожан проходит на улице и у каждого события есть множество зрителей. Впечатляет стиль, в котором выполнено оформление сцены и костюмы артистов: на задник проецируются репродукции картин художников Северного Возрождения и мастеров ХХ века, а сами герои спектакля порой ассоциативно напоминают полотна голландских живописцев. Лейтмотивом нового бунтарского спектакля Вологодского театра для детей и молодежи становится ожидание рождения героя – в начале и конце действия рефреном звучит яростно выкрикиваемая персонажами музыкальная фраза-заклинание: «Время такое временно – героем страна беременна!» Рок-музыка и стихи современных авторов в устах персонажей подчеркивает экспрессию переживаний и словно перекидывают мост в наше время.


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 20 апреля 2015 г.

Ирина Сорокина «Спектакль «Сороковые, роковые…» подготовил к 70-летию Победы Театр для детей и молодёжи»

    «Сороковые, роковые…» открывает для зрителя целый пласт литературы и музыки военного и послевоенного времени, на котором выросло не одно поколение. Для ветеранов – это возможность вспомнить свою молодость и даже спеть или прочитать с артистами знакомые строчки. А для подрастающего поколения – знакомство с судьбами, чувствами и переживаниями их ровесников того времени, а теперь уже бабушками и дедушками.
    Эти стихи тонкие, лиричные – яркое и емкое отражение целой эпохи, которая советскому народу стоила множества жизней. Великая Отечественная война не обошла стороной практически ни одну семью – в каждой есть свой герой, память о котором сегодня хранят дети и внуки. И разве могут оставить равнодушными строки, которые согревали и поддерживали наших победителей в те суровые военные дни. Чем они жили? Верой в победу, любовью родных и этими жизнеутверждающими стихами и песнями.
    В спектакль «Сороковые, роковые…» вошло более 30 произведений. В постановке задействована вся труппа ТЮЗа, и каждый артист постарался передать этими строками всю боль и тягость тех военных дней. Режиссер народный артист РФ Борис Гранатов раскрывает в этом спектакле очень важные события войны, начиная с ее внезапного объявления: как гром посреди ясного неба звучит стихотворение Степана Щипачева «22 июня 1941 года». А вот уходят на войну безусые мальчишки, приписывая себе несколько лет, чтобы взяли на фронт, – и звучит песня «До свидания, мальчики» Булата Окуджавы, шаткое равновесие жизни и смерти в строчках Константина Симонова «Атака», страшные 900 дней блокады Ленинграда вылились в стихи Ольги Бергольц («Да, мы не скроем эти дни», «Ленинградке», «Февральский дневник»). Не обошли стороной и тему женщин и детей на войне, и выступления на привалах бригад артистов.
    В спектакль вошло известное стихотворение нашего земляка, участника войны Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной». А, пожалуй, самые трогательные строчки о любви – песни «В землянке», «Жди меня», «Темная ночь» – подпевал весь зал. Ведь военные и послевоенные стихи написаны с таким чувством, с таким душевным надрывом, что и сегодня их сложно слушать, сдерживая слезы.


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 16 марта 2015 г.

Ирина Сорокина «Премьера мелодрамы «Сотворившая чудо» состоялась в Вологодском театре юного зрителя».

    Спектакль, несмотря на довольно тяжелый сюжет, не кажется безысходным, в нем много светлого и доброго. Трио Тимура Миргалимова, Василия Лимонова и Дениса Долбышева с их лиричными или заводными музыкальными композициями разряжают напряженность обстановки. И главные герои тоже подходят к микрофону, чтобы в песне передать свои эмоции и чувства.
    Молодой актрисе Анне Терентьевой (в другом составе Виктория Чудова) удалось воплотить на сцене непростой образ слепоглухонемой девочки, капризной, свободолюбивой, но горячо желающей познать этот мир. «Элен непростой, но всё же ребенок. Чтобы понять и передать мир ее переживаний, мы ездили в специализированный интернат в Грязовце, – рассказала Анна. – Дети там живут несколько изолированно, но у них прекрасные учителя. Там мы встретились с удивительной девочкой, в чем-то похожей на мою героиню. Врачи думали, что она умственно отсталая, поэтому определили в специализированную школу VIII вида, она проучилась там три года. А потом увидели, что девочка слышит и стали с ней заниматься, теперь она пишет очень красивую музыку. Эта девочка вдохновила меня на работу». Спектакль, уверена актриса, поможет людям осознать, что дети без зрения, слуха живут рядом с нами, они дарят свет окружающим, борются, цепляются за жизнь, стараются что-то сделать для других. Сама Элен Келлер, например, написала семь книг...
    История Элен Келлер и Анни Селиван очень искренняя, трогательная и грустная, но счастливый конец дает зрителю надежду: не бывает безвыходных ситуаций, надо действовать, пробовать, не сдаваться, и тогда чудо обязательно свершится.


страница    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15