партнеры
ПРЕССА

Коренева Елена, Хусаинова Диляра
Из журнала «Страстной бульвар, 10», №1-171/2014

«Голоса истории». XII Международный театральный фестиваль в Вологде».

    Конечно, «Ромул Великий» это и история, и не история; а если верить автору - «исторически недостоверная комедия». И в целом получилось интересное созвучие. Оба режиссера выбрали пьесы, где главные герои - правители, от действий (и бездействий) которых государство приходит в упадок: или его терзает внутренняя смута, или оно терпит военные поражения. На первый взгляд, эти правители - слабые люди, недостойные своих титулов. Но только на первый...
    Премьера «Ромула Великого» состоялась на родной сцене ТЮЗа. Картину разложения нравов Римской империи Борис Гранатов показывает, используя приемы и зрительные образы, понятные самому широкому кругу зрителей. В то время, когда армия германцев вот-вот возьмет Рим, обитатели виллы императора Ромула пьют вино и жарят шашлык на костре, подбрасывая в огонь ценные государственные документы. А военный министр Марес в спектакле - женщина, как и все окружающие ее солдаты, скорее желающие не воевать, а охотиться на мужчин... Вопрос в том, насколько далеко может зайти театр, желая показать падение вкусов и нравов, не заставит ли вдумчивого зрителя такая нарочитая безвкусица уйти в антракте.
    Но второй акт совершенно иной. Артист Эдуард Аблавацкий без всяких эффектов раскрывает истинную суть императора Ромула - политика, готового пожертвовать собой, чтобы древняя империя, не приносящая счастья ее подданным, перестала существовать. Одновременно становится ясно, что Ромул любящий отец, искренне переживающий сначала прощание с дочерью, а потом ее гибель. Никаких стенаний, только попытка задержать слезы - он же император. Эмоции проявятся потом, в разговоре с победителем - германским князем, когда Ромул осознает, что его подданным грозит участь похуже прежней, а ему самому откажут даже в праве на смерть от руки врага.


Евгений Стариков
из газеты «Красный Север», №69 (27 336), 2 июля 2014 г.

«Голоса истории» зазвучали по-новому. Каждый должен решить для себя: нужно ли спасать империю.

    Украшением фестиваля «Голоса истории» стал показ премьерных спектаклей вологодскими театрами. Народный артист России Борис Гранатов воплотил на сцене пьесу швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта «Ромул Великий», рассказывающую о последних годах Римской империи.
    Главный герой «исторически недостоверной комедии» вместо того, чтобы спасать Римскую империю от германских полчищ, разводит кур, пролеживает дни в ванне-троне. Для него империя уже обречена, изменить историю невозможно, сопротивляться этому бессмысленно. Если в первой части спектакля все это воспринимается действительно как комедия, некий КВН, то вторая больше похожа на трагедию. К зрителю приходит понимание, что Ромул - далеко не глупый человек, как казалось первоначально. Его соперник - германский вождь Одоакр - оказывается не врагом, а союзником. Только, в отличие от Ромула, Одоакр считает, что произвольный ход истории, где его воинственный племянник пока является простым исполнителем поручений, а не фюрером, может завести человечество в еще более сложную ситуацию.
    Для более современного звучания Борис Гранатов внес в текст Фридриха Дюрренматта небольшие изменения. Так, в спектакле появились мелодии из кинофильмов «Крестный отец» и «Восемь с половиной недель», стихи Иосифа Бродского из цикла «Письма римскому другу», афоризмы Георга Лихтенберга. По задумке режиссера-постановщика роли военных играют исключительно женщины. Сам Борис Александрович охарактеризовал свою работу коротко: «Это спектакль о том, как сложно бывает интеллигентному человеку в нашем непростом мире».


Александр Марюков
из газеты «Красный Север», №21 (27 288), 26 февраля 2014 г.

«Под песни Высоцкого нам напомнили о вечных ценностях»

    Сюжет пьесы, заинтересовавшей режиссера постановки, художественного руководителя театра, народного артиста России Бориса Гранатова, прост и в то же время невероятен - три столетние (!) старухи через много лет после окончания Великой Отечественной отправляются на железнодорожную станцию встречать своих мужей. С чего бы вдруг? А просто привиделся Марье ее Иван. Вернулся целехонький, вроде живи да радуйся, но огляделся он по сторонам, и горько стало на душе: «Эх, люди, что ж вы с нашей страной наделали? Куда ни глянь - везде разруха, везде одни могилы. Эх... И врагов нет, и друзей нет, и не добрых, и не злых... Никого нет. Ничего нет».
    Но Иван не был бы Иваном, если бы из любой ситуации не старался найти выход: «Русский солдат на то и герой, что любое чудо сварганит! И заново все наладим, отстроим, и лучше прежнего заживем. А сейчас отправляйтесь на станцию нас встречать. Мы вернемся к маю, вровень к кануну победы».
    У трех подруг, доживающих свой век в заброшенной деревеньке, судьба вроде одна (у всех погибли мужья) и в то же время у каждой - своя особенная. Марью (актрисы Ольга Юганова, заслуженная артистка РФ Валентина Бурбо) согревают воспоминания о счастливой семейной жизни с любимым Иваном. А вот Серафима (заслуженная артистка РФ Елена Авдеенко) со своим Федором плохо жила, «собачились» постоянно, и даже, когда провожала на войну, поцапалась с ним. А все потому, что нравилась ему в юности Машенька, да отвергла его, Ваню выбрала. Ну а у Прасковьи (Яна Лихотина, Нина Масленикова) - другая история: несколько лет дружила она с Гришей, но даже поцеловать его на прощанье не решилась, слишком народу на вокзале было много. На других после войны и смотреть не могла - все Гришу ждала.
    Новая работа коллектива не для тех, кто приходит в театр просто скоротать часок-другой, отдохнуть, отвлечься от суеты будней. Она требует от зрителей внимания и сопереживания, а этому очень способствует сама атмосфера, царящая на сцене, - как нельзя кстати пришлись к месту песни Владимира Высоцкого, исполняемые артистами театра. Песни эти передают дух того времени, помогают лучше узнать характеры героев, оценить их поступки.
    Тот, кто читал пьесу Богаева, будет удивлен неожиданной развязкой спектакля. Хотя, на мой взгляд, она как раз и вытекает из происходящего на сцене. Одним словом, нам вновь подарили надежду.


Александр Марюков
из газеты «Красный Север», №197 (27 223), 23 октября 2013 г.

«Безошибочная «Комедия ошибок»

    С первых минут действия (а точнее, уже входя в зрительный зал) человек погружается в атмосферу карнавала - в нелепых позах застыли на сцене его участники, томящиеся в ожидании взмаха «волшебной палочки». Но вот летящей походкой появляется на сцене Шут (заслуженная артистка России Елена Авдеенко), прикасается розой к комедиантам, и они «оживают» - действо начинается.
    Старинная запутанная история о двух братьях-близнецах и их слугах-близнецах, разлученных по воле злого рока, разыгрывается актерами как по нотам - чем дальше, тем напряженнее и смешнее.
    Конечно же, в этой комедии положений многое зависит от того, как справятся со своими ролями артисты, играющие близнецов. Можете не беспокоиться - Эдуард Аблавацкий (Антифол Эфесский и Антифол Сиракузский) и Андрей Камендов (слуги вышеупомянутых господ) сумели придать своим героям индивидуальные черты, так что зритель без труда разберется - кто есть кто. В отличие от главной героини спектакля Адрианы, жены одного из Антифолов (артистка Екатерина Чаукина). Она того и гляди с ума сойдет от событий, происходящих в этот день. Ну творится что-то непонятное с мужем, а что именно - не поймешь. Чаукина не просто убедительна в этой роли, она естественна и задорна, не случайно многие реплики Адрианы заглушаются аплодисментами. А как хороша Алена Данченко (Люциана, сестра Адрианы)! Можете не верить, но такой Данченко вы еще не видели….
    Впрочем, в этом спектакле вообще нет проходных ролей, начиная с колоритного, себе на уме Герцога города Эфеса (заслуженный артист России Игорь Рудинский) до суетящихся шумных горожан, слуг, стражи. Добавьте к этому песни, танцы, фокусы, клоунаду, и вы поймете, какой «коктейль» приготовил нам театр. В рассказе о событиях давней эпохи вдруг да прозвучит строчка из популярной песни, фраза из речи современного политика... Такое «хулиганство» можно только приветствовать - ведь вы же на карнавале, так получайте удовольствие, наслаждайтесь жизнью.


Татьяна Тихоновец
из «Петербургского театрального журнала», №2 (72) 2013 г.

«Алые паруса. Возвращение мифа»

    … «Хотите Грея из повести Грина? Так читайте её или смотрите старый фильм с Василием Лановым». Конечно, Грей у всех зрительниц свой, но уж точно не тот, который придуман Бартеневым и Усачёвым. А правы-то они. Я знаю десятка полтора Греев разного возраста, и ни один из них на Ланового не похож. А на некоторых исполнителей этой роли – похож. Например, на мужественного Грея – Виктора Харжавина.
    В мюзикле появилась линия Меннерса-младшего. И оказалась весьма современной. По крайней мере в двух спектаклях (из всех виденных мной) этот герой превратился в фигуру драматическую и явно близкую Ассоль. Его душа тоже тоскует, и он действительно любит эту странную девушку. И, может быть, достоин её не меньше, чем Грей… В Вологде и старший Меннерс сыгран Владимиром Бобровым как герой неоднозначный и не такой уж отвратительный. Мелькнуло подозрение, что он влюблён в Мэри или по крайней мере завидует Лонгрену. Поэтому младший Меннерс в остром темпераментном исполнении Тимура Миргалимова совершенно в духе традиции должен был влюбиться в её дочь.
    … В Вологодском ТЮЗе Ассоль одна. Алёна Данченко сыграла сначала девчонку-подростка в тельняшке, способную и постоять за себя, а потом взрослую Ассоль. Её героиня вроде бы и выросла, но осталась доверчивым ребёнком, обмануть которого просто невозможно. Данченко хорошо поёт, но поёт (как и все в этом спектакле) как хорошая драматическая актриса, и это прибавляет спектаклю обаяния и теплоты. Всё-таки мюзикл – это машина, это технология, а в музыкальном драматическом спектакле, не претендующим на чистоту жанра, появляется какая-то бесшабашная лёгкость: что не допели, то доиграли.
    … Будь я Ассоль, уплыла бы с Греем из Вологодского ТЮЗа. Виктору Харжавину не очень идёт шлягер, обнаруживающий кризис среднего возраста: «Вот и всё, потонули дельфины». Во-первых, потому что он настоящий отважный капитан, причём молодой. А во-вторых, потому что он не аристократ. Ведь не приведи господи уплыть с гриновским Греем: это как же потом соответствовать его эстетическим требованиям?
    … Мир посёлка – это сегодняшний, злой обесчеловеченный мир, в котором таким, как Лонгрен, Мэри и Ассоль, не место. Это пространство без красок, серое, чёрное, ржавое. С грубыми людьми и жестокими шутками.
    … В Вологодском ТЮЗе художник Степан Зограбян и режиссёр Борис Гранатов пошли примерно по этому же пути. На сцене у них тоже своеобразный «остров погибших кораблей». Хотя, может быть, вологжане не так агрессивно играют массовые сцены, где льётся «пена да вода», как москвичи (в РАМТе)… И, пожалуй, только в вологодском спектакле такая важная, неформальная роль отведена Эглю (Александр Межов), который не просто путается у всех под ногами, но очень активно связывает нити судьбы. Его и ненавидишь за то, что он опутал девочку явной выдумкой, и постепенно прощаешь, потому что всё сочинённое честно исполнил. Здесь Эгль самый главный провокатор и режиссёр чужих судеб.
    И только у вологжан такой Лонгрен (в исполнении Игоря Рудинского), который поёт, как хороший драматический артист, создавая настоящую миниатюру из шлягера «Я почтальон пустых бутылок», а колыбельную для Ассоль исполняет так, что каждой женщине в зале хочется немедленно приголубить его вместе с дочкой. Словом, мир Каперны у вологжан конечно неприятен, как в мюзикле и написано, но история Лонгрена и Ассоль показана так нежно, лирично, что начинаешь понимать: везде есть хорошие люди.
    … когда я задала Михаилу Бартеневу некорректный вопрос, какой из спектаклей ему нравится больше, он ответил: «Поют лучше все пермяки (пермский Театр-Театр), а играют лучше всех в Вологде»… Конечно, у вологодского ТЮЗа нет такого высокого бюджета, но искусство там присутствует в полной мере.


Александра Солдатова
из газеты «Экран и сцена», № 15 за 2013 год

Про спектакль "Я не вернусь"

    ...Но были на “Коляда-Plays”-2013 и спектакли, о которых хочется рассказывать гораздо больше. Так, многих потрясла постановка “Я не вернусь!..” по пьесе Ярославы Пулинович из Вологодского театра для детей и молодежи – работа Ирины Зубжицкой, победившей в номинации “Лучший режиссер”. На камерной сцене 2 часа 50 минут внимание зрителя держали 15 актеров. Кроме Виктории Парфеньевой (Анна) и Алены Данченко (Кристи), каждый исполнял множество ролей. Рассредоточенные в пространстве, иногда артисты разыгрывали сразу несколько сюжетов. Взгляд метался, зритель наблюдал то за тем, что происходит в центре, то за тем, что на периферии, где уже почти ничего не видно, но там-то и могло случиться самое важное. Сцены динамично сменяли друг друга. Режиссерская работа, игра актеров и сценография (минимальное количество декораций) напомнили фильм “Догвилль” Ларса фон Триера. И по масштабу темы постановка Ирины Зубжицкой оказалась сопоставима с картиной знаменитого датчанина. Неожиданно для спектакля по подростковой пьесе из молодежного театра в “Я не вернусь!..” даны ответы на самые взрослые вопросы, очень тонко показан сложный моральный выбор главной героини. Работа эта заслуживает подробного анализа, для которого, к сожалению, нет места в общем обзоре....


страница    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15