партнеры
ПРЕССА

Екатерина
http://simfeya.livejournal.com/197750.html

Про спектакль "Я не вернусь"

    Вчера, по любезному приглашению организаторов фестиваля "КОЛЯДАPLAYS", посетила спектакль "Я не вернусь" Вологодского ТЮЗа по пьесе Ярославы Пулинович, поставленному режиссёром Ириной Зубжицкой. Я люблю театр и мне было интересно посмотреть труппу из другого города, но такого спектакля не ожидала совершенно!
    В основе пьесы и спектакля - история девушки Ани (актриса Виктория Парфеньева).Аня Морозова после смерти мамы попала в детдом. Но дальше, в отличие от многих-многих выпускников, на удивление благополучная жизнь: школа с золотой медалью, поступление в институт и блестящее его окончание, работа на одной из кафедр института, доброжелательные коллеги, предстоящая поездка на научную конференцию в Принстонский университет.
    Но всё рушится в одночасье, когда приятель по детдому оставляет ей пакет, в котором оказываются наркотики, а милиция ищет девушку как соучастницу преступления.
    И вдруг оказывается, что пойти в такой ситуации ей некуда и не к кому: любимый мужчина, женатый преподаватель этого же ВУЗа ( актёр Игорь Рудинский) сообщает, что не намерен решать за неё проблемы, потому что у него работа, дела и семья. Герман, давний поклонник, не может пустить даже на ночь, т.к. боится хозяйку съёмной комнаты, зато обещает: "Поеду следом на поселение, когда тебя посадят."
    Аня оказывается на вокзале, потом в дет.приёмнике, в котором царят нравы диких джунглей. Из дет.приёмника Аня бежит, за ней увязывается 13летняя Кристина (Алёна Денченко), постоянно рассказывающая о своей бабушке во Владивостоке. И девушки туда отправляются автостопом, переживая по пути много разных ситуаций.
    Спектакль меня поразил до глубины души!
    Во-первых очень искренним проживанием актёрами жизней своих героев. А это непросто, учитывая, что в пьесе масса действующих лиц, поэтому актёрам и актрисам приходилось перевоплощаться в нескольких персонажей по очереди. Но даже самые маленькие роли были очень запоминающимися, живыми узнаваемыми людьми: дальнобойщики, воспитатели и училки в дет.доме; жена, то ли не подозревающая об измене мужа, то ли закрывающая на неё глаза; детдомовцы и пр. Вот этот водила вызвал улыбки и смех зрителей, когда с узнаваемыми интонациями зазывалы произнёс: "Ревда, Первоуральск, два места" (Ревда и Первоуральск - это близкие к Екатеринбургу города, чего приехавшие из Вологды актёры знать, вроде бы, не могут). Кто-то из зрителей откликнулся и спросил: "а трёх возьмёшь?" Водила тут же откликнулся: "Два места, только два".
    Во-вторых, спектакль очень интересно построен. Кулис нет, все актёры на сцене. Отойдя с первого плана, не занятые в следующей сцене просто садились на стулья и застывали, как выключенные роботы. Но не просто застывали, а находились в образе, который соответствовал происходящему.
    В-третьих, весьма удачное музыкальное оформление спектакля, созданное Ларисов Васильевой. Музыка то подчёркивает переживания героев, то создаёт контраст, то становится нейтральным фоном, то утихает и тишина сама по себе создаёт атмосферу.
    Конечно, можно много разбирать и анализировать, но никакой анализ не передаст той особенной атмосферы, возникшей в зале, когда публика ловит малейшее движение на сцене, когда по залу проносится вдох сочувствия или смех. А к концу спектакля, по-моему, глаза у всех были на мокром месте.
    Автор пьесы - Ярослава Пулинович. Удивительно, как такой юной девушке удалось очень жизненно передать невероятную историю.


Елена Гецевич
Фестивальный выпуск "Театральная газета" с "Коляда-Plays" № 2 от 22 июня 2013

«Я не вернусь!..»

    Стакан наполовину полон или наполовину пуст? В отношении спектакля «Я не вернусь», показанного Вологодским молодёжным театром, определяющим становится ваша жизненная позиция.
    Оптимист с интересом будет наблюдать, как с помощью минималистических приемов режиссер Ирина Зубжицкая «расправляется» с повышенной кинематографичностью текста Ярославы Пулинович. Стулья, свет и актёрская пластика – вот нехитрое сочетание, с помощью которого на сцене достигается эффект перехода из реальности во флэшбэк, проброса в несколько лет или смены места действия.
    Для пессимиста на поверхность выползет затянутость спектакля, который достаточно искусственно поделён на два действия, для чего наполнен вставными номерами, бытописанием и ковырянием в мелочах. Особенно этим грешит первый акт, где, по идее, времена и события должны сменять друг друга с невероятной для нормальной пьесы скоростью.
    Оптимист и пессимист, которые сидят в каждом из нас, в течение спектакля ведут бесконечный спор. Искренность пьесы и героев для одного – для другого микшируется почти математической расчётливостью постановщика, особенно ярко проявившейся в выборе музыки. Всё второе действие проходит в постоянном нагнетании с помощью навязчивого и потёртого многими постановщиками «Реквиема по мечте». Пусть весьма изобретательно использована эта композиция, чтобы показать пролетающие мимо машины: казалось бы, где Моцарт и где фуры с дальнобоями? Однако монтаж этого произведения встык с песней «Прекрасное далеко», под которую вершится хеппи-энд, заставляет нервно поежиться: вам только что постарались наступить на все возможные болевые точки и методично их продавливают.
    Понятно, что основной зритель спектакля – молодежь, которой требуются яркие мазки и крупные штрихи, которая слушает до дыр затёртые треки. И спасибо, что в звуковой дорожке постановки не появился модный, благодаря пресловутым «Сумеркам», «Лунный свет» Клода Дебюсси...
    Виктория Парфеньева, играющая роль Ани, в ходе спектакля легко (согласно пролетающему времени или меняющимся обстоятельствам) трансформируется из бесполой девочки-мальчика, порождённого безликой интернатовской системой, во влюбившуюся в первый раз до визга девчонку, в боевую беспризорницу или в женщину, неожиданно ощутившую материнские чувства. Однако в начале спектакля не слишком ли она наивна и быковата для отличницы, пусть и детдомовской, но все же сообразительной и способной? Режиссёр увлекается, показывая её очередной «фросей бурлаковой», не делая скидки на изменившееся время и нравы.
    Кристина, которую играет Алёна Данченко, трансформируется не так заметно, но ей этого и не надо. Её роль и без того яркая и запоминающаяся: нервный, неусидчивый и неуживчивый подросток с какой-то неблагополучной картавостью и безграничной фантазией. Смесь адская, выписанная так Ярославой Пулинович, но режиссёр (или актриса) порой пересыпают в персонаж перца эксцентричности.
    В общем, полон этот спектакль откровений или пуст, решает каждый зритель для себя, в зависимости от своих взглядов на жизнь и, может быть даже настроения.


Александр Марюков
Из газеты «Красный Север», № 47 (27073), 20 марта 2013 г.

«Митрофанушка по-прежнему не хочет учиться, но теперь и запел об этом»

    Комическая опера на вологодской сцене - такого не припомнят даже театралы со стажем. Ладно бы еще какую-то авангардную музыкальную вещицу ставили, так ведь Театр для детей и молодежи сразу на классику замахнулся - на «Недоросля» Дениса Фонвизина. Премьера состоялась в минувшие выходные.
    Помню, лет сорок назад попалась мне в руки статья известного литературоведа, который, рассуждая о достоинствах комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова, не преминул мимоходом «пнуть» «Недоросля». Мол, комедии этой, в отличие от грибоедовской, суждена недолгая жизнь, – поскольку нравоучительна, да и политизирована к тому же, не поднимается до общечеловеческих ценностей. Уверен, что художественный руководитель театра Борис Гранатов, режиссер-постановщик Ирина Зубжицкая - все, кто работал над спектаклем, эту статью не читали. Поскольку в новой работе театра на первый план вышли как раз эти самые ценности, и в то же время она очень современна.
    Взять хотя бы такую фразу, брошенную со сцены в зал Простаковой (артистка Алла Петрик): «Да, что, сударь, не знаем мы, как законы выполняются?!» Кстати, о Простаковой. Именно она становится главным действующим лицом, конечно же, вместе со своим сынком Митрофаном (артист Денис Долбышев), чье имя давно уже стало нарицательным. Любовная интрига, рассуждения на злободневные вопросы современности отступают перед темой безграничной слепой материнской любви. Да, Простакова - жестокая крепостница, властная супруга, недалекий по уму человек, но прежде всего она - любящая мать. Все, что ни делает она, - все для него, для Митрофанушки. И, когда сын ее прилюдно предает, зрителям становится ее жаль.
    И вообще, особенность новой работы театра в том, что многие персонажи, не только Простакова, значительно многограннее, чем мы это усвоили со школьной скамьи. Того же Митрофана не назовешь тупицей, он себе на уме, ну не хочет учиться, так что, мало сейчас таких молодых людей? Притворяться дурачком, вот это по нему, лишь бы отстали с нравоучениями.
    Роль Тараса Скотинина - яркая удача артиста Эдуарда Аблавацкого. Вроде бы не главный герой, а запоминается. Его Скотинин обладает, как теперь принято говорить, отрицательным обаянием. Безусловно, мерзавец, но ведь глаз не отвести.
    Артистке Екатерине Чаукиной удалось вдохнуть жизнь в Софью - положительную героиню комедии. Ее Софья не просто драгоценный кувшин с добродетелями, а обыкновенный человек со своими недостатками и странностями. Очень искренний, поэтому невольно проникаешься к ней симпатией.
    Впрочем, пора уже от частного перейти к целому, к тому, что «Недоросль» - это итог огромной длительной работы всего коллектива. Опять на сцене (как в «Алых парусах» и «Шампанского!») почти вся труппа театра, опять нам предлагают яркое музыкальное действо, которое никого не оставит равнодушным.
    И последнее - вряд ли кто-нибудь упрекнет театр в том, что «это не Фонвизин, это не для школьников». Нет, авторы комической оперы Юлий Ким и Леонид Эйдлин очень бережно отнеслись к тексту комедии, так что, уважаемые педагоги, можете смело вести учеников в театр - им понравится. И вам тоже


Ирина Сорокина
cultinfo.ru, 8 ноября 2012 г.

«Я не вернусь!..»

    …«Я не вернусь!..» – это история двух девочек, судьбы которых полны самых разных перипетий. Лейтмотивом здесь становится одиночество детского сердца, ищущего тепло родной души. Режиссер пытается передать душевные движения героинь – недоверие, настороженность, агрессию – и в то же время открывает в них огромный запас нежности, жажды любви и понимания, сострадания.
    В жестоком мире, где каждый живет по своим законам, детям, оставшимся без родительского участия, приходится самостоятельно искать дорогу к светлому будущему. И право на это светлое будущее есть у каждого человека, что бы с ним ни случилось. Главные героини спектакля Аня и Кристя, которых сыграли Виктория Парфеньева и Алена Данченко, обе испытали на себе все «прелести» жизни в детском доме. Одна из них – 23-летняя девушка – окончила школу и институт, а вторая – тринадцатилетний подросток, фантазерка, выдумщица и мечтательница. Наверно, Аня в этой смешной наивной девчонке видит отражение самой себя, поэтому и пытается помочь Кристе добраться до ее бабушки, живущей в далеком Владивостоке. Их путешествие раскрывает характеры героинь, показывает всю суровость сегодняшнего дня. Но, несмотря на это, спектакль полон юмора, и улыбка сквозь череду всех этих не столь благоприятных событий кажется спасательным кругом, который режиссер кидает зрителю, «утонувшему» в водовороте одиночества героев. А девушки становятся спасательным кругом друг для друга, превращаясь в сестер не по крови, а по духу. Каждая из них находит то душевное тепло и заботу, которой им так не хватало.


страница    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15