партнеры
ПРЕССА

Светлана Шатровская
Из журнала «Страстной бульвар, 10», №8-138/2011 г.; Лица

«Правда и поэзия» (творческий портрет Бориса Гранатова)

    На сцене Вологодского театра для детей и молодежи 16 апреля состоялся праздничный вечер «Нам 100 лет!..», посвященный 35-летию театра и 65-летию его художественного руководителя, народного артиста России Бориса ГРАНАТОВА.
    …Режиссура Гранатова тяготеет к условно-эстетическому театру, к стилизации, к образному прочтению драматургии, в которой главным становится поэтическая театральность. Его спектакли рождаются из визуального образа, где важны знак, символ, при этом не отменяется психологизм, подчиненный живописно-декоративному началу. Спектакли Гранатова - фантазия, карнавал, атмосфера таинственности, но в то же время им присуща четкость, концептуальная ясность. Режиссер выражает собственное отношение к миру, к человеку, в этом мире живущему, к искусству, которое он создает, поражая глубиной прочтения драматургии.
    Для сложившегося мастера, каким является Гранатов, главное удовольствие и принцип - это работа с классикой, с вечными сюжетами, непреходящими вопросами. Своими спектаклями он доказывает, что нет сегодня живого ощущения классики без сдвига в ее восприятии, как и не может быть полноценного ее прочтения без родства с нею. Обращение режиссера к драматургии А.П.Чехова на разных этапах творческого пути доказывает, что этот автор для него глубоко принципиальный. Гранатов расширяет чеховские смыслы новыми содержательными мотивами, вырывается за рамки текста, вводит их в новую плоскость, гармонично вписываясь в общетеатральный контекст…
    …В спектаклях, поставленных Б.Гранатовым за последние пять лет, отчетливо просматривается репертуарная политика Театра для детей и молодежи, направленная на воспитание подрастающего поколения. Это личный ответ режиссера в сегодняшних поисках «национального достояния». Как художественный руководитель театра, он выбирает для своих постановок тот драматургический материал, в котором, в первую очередь, поднимаются нравственно-этические вопросы. Будь то пьесы классиков или современных драматургов.
    К X Международному театральному фестивалю «Голоса истории» Б.Гранатов ставит «...Забыть Герострата!» Гр.Горина (2010). В 1986 году на сцене театра им уже была осуществлена постановка этой пьесы. Тот спектакль был создан как политический памфлет середины 80-х. Сегодня Гранатов поставил иной спектакль, сместив жанровые акценты. Вновь обращаясь к этому материалу, Гранатов еще теснее соединил трагическое событие античности с нашими днями, с их терактами, политическими провокациями, как повторение событий истории, превратив их в фарс. На первый план выходит извечная тема - закон, власть и человек. Режиссер обличает степень разложения режима, деградацию государственной идеи. В этом ярком театральном спектакле оживает атмосфера нешуточной борьбы между стремлением к власти с бескомпромиссностью, где честность и справедливость не в силах отстоять свои права.
    Тема непонимания между юным поколением и взрослыми, растрачивающими свои физические и душевные силы на собственный успех и благополучие, раскрыта Гранатовым в недавней премьере «Сыроежки. Кораблекрушение». Сцена Вологодского театра для детей и молодежи стала дебютной площадкой для литературного сценария Ксении Драгунской, Работая с авторским текстом, Гранатов не выкинул из него ни строчки - художественная поэтичность ремарок значима не меньше, чем реплики. Режиссура Гранатова - это стихия нарочитой театральности, игрового театра: игра отношений, игра интонаций. В «Кораблекрушении» режиссер верен своей излюбленной форме - «театру в театре», где артисты будто бы репетируют пьесу: то читают с листа, отыгрывая реакцию зрителя, то погружаются в сюжет и в драматические характеры…
    …В организации материала у Гранатова видно стремление к знаковости, к обострению образности, к их четкой фиксации. В его спектаклях знаком может стать любое слагаемое постановки - бытовой предмет, танец, музыка, свет, вычлененное из реплики слово, или даже кто-нибудь из персонажей, наделенный режиссером особенным значением. При этом не отменяется психологизм, слияние правды и поэзии дает возможность ввести зрителя в общую эмоциональную атмосферу спектакля. Где форма «дышит», согретая внутренним содержанием, а художественная выразительность, содержательно емкая, открывает возможности эстетического освоения материала…


Светлана Шатровская
Из журнала «Страстной бульвар, 10», №7-137/2011 г.; Лица

«Магия игры/Вячеслав Теплов»

    Заслуженный артист РФ Вячеслав ТЕПЛОВ 26 лет служит в Вологодском театре для детей и молодежи. 26 декабря ему исполнилось 50 лет.
    …то, что Теплов служит в этом театре столько лет, - заслуга Гранатова, он открыл этого артиста, сделал из него настоящего мастера сцены. Их творческое содружество началось с прогремевшего в 1985 году по театральной Вологде спектакля «Ящерица» А.Володина, который вспоминают до сих пор…
    …Результат актерской работы Вячеслава Теплова в классической драматургии - это глубоко прочувствованные и продуманные образы. Неуловимо, в один момент актер может сменить маску, характер своего персонажа. Это замечательное актерское качество балансировать на контрастах и на полутонах делает его роли незабываемыми. Три чеховских персонажа в спектаклях Б.Гранатова - Сорин из «Чайки», Соленый из «Трех сестер», Гаев из «Вишневого сада». Каждый из них в исполнении Теплова подробен и сложен. В этих персонажах артист сочетает смешное и трагическое. Чудаковатый недотепа Гаев у него даже в драматические моменты гротескно-комичен. Соленый наделен неожиданными комедийными черточками. Артист буквально рисует внешнее сходство своего персонажа с Лермонтовым, в чем с особой ясностью прослеживается его иронично-отстраненное отношение к своему герою, говорящему одновременно со смущением и достоинством об этом сходстве. Теплов играет эту похожесть по внутренней сути - его по-детски обидчивый Соленый в какой-то мере беззащитен и обречен на одиночество. И каждый из чеховских образов артиста не лишен чудаковатости, которой прикрыто и уязвленное самолюбие Соленого, и детская наивность Гаева, и старческая беспомощность Сорина в «Чайке». И объединяющий акцент, характерный для всех этих персонажей, сыгранных артистом, - привязанность и любовь к дому, к его обитателям.
    …Редкие природные качества артиста - юмор, радость игры, фантазия, внимание, находчивость, акробатическая ловкость, удачно проявились у Вячеслава Теплова в спектакле «Ревизор» (1993). …Хлестаков в спектакле выступал в нескольких ипостасях - как некая мистическая, инфернальная сила, вторгшаяся извне (сродни булгаковскому Коровьеву, в паре с Воландом - Осипом) в мир гоголевской комедии, разыгрываемой на арене цирка. Цирковая среда уездного городка отводила самому Хлестакову роль клоуна-эксцентрика. Структурной единицей спектакля «Ревизор», ее выразительной деталью была пантомима. Вячеслав Теплов виртуозно переключался в различные игровые полюса художественного текста спектакля, взаимодействуя с другими героями. Дуэт клоунов-эксцентриков Хлестакова и Городничего демонстрировал не только изворотливость гоголевского чиновничества, но и щедрую партнерскую импровизацию актеров.
    Легко и артистично Теплов воплотил яркий, колоритный образ козака Явтуха в спектакле «Панночка» (пьеса Нины Садур по мотивам повести Н.Гоголя «Вий»), поставленном в 2009 году. Вячеслав сыграл хитрого и самого насмешливого из троицы ленивых и изнывающих от тоски по чуду козаков загадочного хутора, на который попадает семинарист Хома Брут…
    В спектакле «Дорога» (пьеса В.Балясного по мотивам поэмы Н.Гоголя «Мертвые души») Вячеславу Теплову удалось сыграть не ожившего классика русской литературы, а некоего творца, создающего на глазах у зрителя свое произведение. Артист ушел от портретного и монументального образа великого писателя. В этом спектакле он сыграл главное - отношение автора к персонажам - детищам своего творения.
    Одна из любимых ролей артиста - хитроумный и ловкий пройдоха Труффальдино в спектакле «Слуга двух господ» по Карло Гольдони. В итальянской комедии масок артист дополнил образ тем, что было созвучно его личности, проявив высочайшее мастерство импровизации. Он выстроил сложный характер своего персонажа на внутренних контрастах, где мальчишеская дерзость Труффальдино сочеталась с усталостью быть игрушкой в чужих руках и умением приспосабливаться, с желанием оставаться самим собой и необходимостью надевать маску лицедейства...
    Творческий диапазон Теплова широк, ему доступна не только озорная эксцентрика, но и роли психологического плана (Розенкранц в «Гамлете», Эдгар в «Короле Лире», Алексей в «Петре Первом», Джеф во «Вкусе меда», Прижнюк в спектакле «В списках не значился», Альт в «Дне победы среди войны»). В каждом персонаже он улавливает взаимодействие смешного и трагического. Психологическая емкость, яркая характерность и высокое мастерство перевоплощения рождают неповторимые сценические образы Вячеслава Теплова, его удивительную магию игры.


Светлана Подморина
Из интервью с художественным руководителем театра,
народным артистом России Б. Гранатовым.
Газета «Вологодские новости», №14, 13 апреля 2011 г.

«Юбилейная весна Вологодского ТЮЗа»

    …-Еще в юности у меня была мечта сделать в небольшом городе хороший театр. Провинция заслуживает это. И я хотел работать непременно в ТЮЗе.
    …По Станиславскому, задача театра- это «создание на сцене жизни человеческого духа». Людей всегда волнуют вечные ценности - любовь, дружба, преданность, порядочность, чувство долга… Спектакль (будь то комедия или драма) существуют не для развлечения, а для того, чтобы человек смог задуматься, увидеть себя со стороны, посмеяться над собой, или заволноваться, а значит, возвыситься и очиститься.
    …-Любой художник в первую очередь сам получает удовольствие от процесса создания своего произведения. А затем уже его энергетика передается другим людям. И у спектакля есть две жизни. Репетиционный процесс, то есть рождение,- это труд и наслаждение для режиссера, сценографа, артистов и всех тех, кто причастен к созданию спектакля, иначе ничего не получится. А затем начинается жизнь этого спектакля на сцене, которая от режиссера не зависит. Конечно, я учитываю возраст тех, кто будет смотреть спектакль. Но никогда не делаю его в угоду зрителям, подчиняясь их вкусам. Театр должен заниматься развитием вкуса и воспитанием чувств.
    …-В спектакле важна каждая мелочь - и в актерской игре, и в оформлении, и в работе всех служб театра, причастных к репетиционно - творческому процессу. Режиссеру должно быть интересно все в процессе создания спектакля. Иначе я и не воспринимаю эту профессию. Такому отношению нельзя научить, можно только научиться. Понимание этого ко мне пришло еще в детстве. Я вырос за кулисами. Мой отец был актером и режиссером, а мама - суфлером и помощником режиссера. Они служили в Киевском русском драматическом театре. Это был в 50-60-е годы удивительный театр. С тех пор я усвоил, что такое хороший, культурный театр. Узнал, что в театре не бывает мелочей, что враг искусства - приблизительность и любительщина.


Светлана Подморина
Из газеты «Вологодские новости», №12, 30 марта 2011 г.

«Школа жизни под названием театр»

    …Исповеди двух девочек-подростков, с откровенными сленговыми выражениями одной из героинь, вызывают у зрителей самые бурные чувства – от полного неприятия до восторга. Бывало даже, разгневанные взрослые покидали малый зал, хлопнув дверью. Но чаще всё заканчивается словами благодарности театру за смелую постановку и актрисе, чья игра трогает многих до слез…
    …Прошлым летом на престижном театральном фестивале «Коляда – Plays» в родном Екатеринбурге Алена Данченко стала победительницей в номинации «Лучшая женская роль» за спектакль «Наташина мечта».
    Об этом Алена узнала в поезде на обратном пути в Вологду. Это было не просто неожиданностью, а ощущением чего-то нереального. «Ведь на фестивале были работы опытных актрис, мастеров сцены, а победила я?» Повторяя знаменитый вопрос её героини Наташи, которым заканчивается спектакль, можно с уверенностью ответить утвердительно: «Да, победила! И еще много побед ждет тебя впереди».


Виктория Смирнова
Из газеты «Красный Север», №26, 12 февраля 2011 г.

«Трепетная история для чтения»

    На самом деле драматург Ксения Драгунская (дочь того самого Виктора Драгунского, известного как автор «Денискиных рассказов») написала киносценарий «Сыроежки. Кораблекрушение». Несколько лет он ожидает экранизации на одной из киностудий страны. А пока искренностью и романтикой этого сюжета можно насладиться в исполнении артистов Вологодского Театра для детей и молодежи…
    …В спектакле на малой сцене театра занято восемь человек. Роли двух девчонок, Ани и Амаранты, играют молодые артистки Алена Данченко и Виктория Парфеньева. Их игра особенно понравилась Ксении Драгунской, которая специально приехала из Москвы в Вологду на премьеру. В творческом союзе с Эдуардом Аблавацким, Ольгой Югановой, Яной Лихотиной, Андреем Камендовым, Александром Лобанцевым и музыкантом Никитой Воскобойниковым они создают светлую симфонию мечты о Синей птице, о дружбе, любви и проверке на прочность, о далеких морях и разбившихся надеждах. Тот, кто верит, обязательно найдет свой Маяк, а лишенные надежды терпят кораблекрушение.
    Эту историю нужно смотреть всей семьей. Она грустная и смешная, как и наша жизнь. Возможно, после просмотра некоторые родители поймут, как нужно общаться с детьми, а как нельзя. И почему сын или дочь ищет общения с другими взрослыми, которые не «грузят» нотациями, а учат быть добрыми и честными, наполняют их жизнь романтикой и дерзкими мечтами.


страница    2020-2021    2019    2018    2017    2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   2009   2008    2007    2003-2006    1998-2001    1991-1995