партнеры
ПРЕССА

Александр Марюков
из газеты «Красный Север», №197 (27 223), 23 октября 2013 г.

«Безошибочная «Комедия ошибок»

    С первых минут действия (а точнее, уже входя в зрительный зал) человек погружается в атмосферу карнавала - в нелепых позах застыли на сцене его участники, томящиеся в ожидании взмаха «волшебной палочки». Но вот летящей походкой появляется на сцене Шут (заслуженная артистка России Елена Авдеенко), прикасается розой к комедиантам, и они «оживают» - действо начинается.
    Старинная запутанная история о двух братьях-близнецах и их слугах-близнецах, разлученных по воле злого рока, разыгрывается актерами как по нотам - чем дальше, тем напряженнее и смешнее.
    Конечно же, в этой комедии положений многое зависит от того, как справятся со своими ролями артисты, играющие близнецов. Можете не беспокоиться - Эдуард Аблавацкий (Антифол Эфесский и Антифол Сиракузский) и Андрей Камендов (слуги вышеупомянутых господ) сумели придать своим героям индивидуальные черты, так что зритель без труда разберется - кто есть кто. В отличие от главной героини спектакля Адрианы, жены одного из Антифолов (артистка Екатерина Чаукина). Она того и гляди с ума сойдет от событий, происходящих в этот день. Ну творится что-то непонятное с мужем, а что именно - не поймешь. Чаукина не просто убедительна в этой роли, она естественна и задорна, не случайно многие реплики Адрианы заглушаются аплодисментами. А как хороша Алена Данченко (Люциана, сестра Адрианы)! Можете не верить, но такой Данченко вы еще не видели….
    Впрочем, в этом спектакле вообще нет проходных ролей, начиная с колоритного, себе на уме Герцога города Эфеса (заслуженный артист России Игорь Рудинский) до суетящихся шумных горожан, слуг, стражи. Добавьте к этому песни, танцы, фокусы, клоунаду, и вы поймете, какой «коктейль» приготовил нам театр. В рассказе о событиях давней эпохи вдруг да прозвучит строчка из популярной песни, фраза из речи современного политика... Такое «хулиганство» можно только приветствовать - ведь вы же на карнавале, так получайте удовольствие, наслаждайтесь жизнью.


Татьяна Тихоновец
из «Петербургского театрального журнала», №2 (72) 2013 г.

«Алые паруса. Возвращение мифа»

    … «Хотите Грея из повести Грина? Так читайте её или смотрите старый фильм с Василием Лановым». Конечно, Грей у всех зрительниц свой, но уж точно не тот, который придуман Бартеневым и Усачёвым. А правы-то они. Я знаю десятка полтора Греев разного возраста, и ни один из них на Ланового не похож. А на некоторых исполнителей этой роли – похож. Например, на мужественного Грея – Виктора Харжавина.
    В мюзикле появилась линия Меннерса-младшего. И оказалась весьма современной. По крайней мере в двух спектаклях (из всех виденных мной) этот герой превратился в фигуру драматическую и явно близкую Ассоль. Его душа тоже тоскует, и он действительно любит эту странную девушку. И, может быть, достоин её не меньше, чем Грей… В Вологде и старший Меннерс сыгран Владимиром Бобровым как герой неоднозначный и не такой уж отвратительный. Мелькнуло подозрение, что он влюблён в Мэри или по крайней мере завидует Лонгрену. Поэтому младший Меннерс в остром темпераментном исполнении Тимура Миргалимова совершенно в духе традиции должен был влюбиться в её дочь.
    … В Вологодском ТЮЗе Ассоль одна. Алёна Данченко сыграла сначала девчонку-подростка в тельняшке, способную и постоять за себя, а потом взрослую Ассоль. Её героиня вроде бы и выросла, но осталась доверчивым ребёнком, обмануть которого просто невозможно. Данченко хорошо поёт, но поёт (как и все в этом спектакле) как хорошая драматическая актриса, и это прибавляет спектаклю обаяния и теплоты. Всё-таки мюзикл – это машина, это технология, а в музыкальном драматическом спектакле, не претендующим на чистоту жанра, появляется какая-то бесшабашная лёгкость: что не допели, то доиграли.
    … Будь я Ассоль, уплыла бы с Греем из Вологодского ТЮЗа. Виктору Харжавину не очень идёт шлягер, обнаруживающий кризис среднего возраста: «Вот и всё, потонули дельфины». Во-первых, потому что он настоящий отважный капитан, причём молодой. А во-вторых, потому что он не аристократ. Ведь не приведи господи уплыть с гриновским Греем: это как же потом соответствовать его эстетическим требованиям?
    … Мир посёлка – это сегодняшний, злой обесчеловеченный мир, в котором таким, как Лонгрен, Мэри и Ассоль, не место. Это пространство без красок, серое, чёрное, ржавое. С грубыми людьми и жестокими шутками.
    … В Вологодском ТЮЗе художник Степан Зограбян и режиссёр Борис Гранатов пошли примерно по этому же пути. На сцене у них тоже своеобразный «остров погибших кораблей». Хотя, может быть, вологжане не так агрессивно играют массовые сцены, где льётся «пена да вода», как москвичи (в РАМТе)… И, пожалуй, только в вологодском спектакле такая важная, неформальная роль отведена Эглю (Александр Межов), который не просто путается у всех под ногами, но очень активно связывает нити судьбы. Его и ненавидишь за то, что он опутал девочку явной выдумкой, и постепенно прощаешь, потому что всё сочинённое честно исполнил. Здесь Эгль самый главный провокатор и режиссёр чужих судеб.
    И только у вологжан такой Лонгрен (в исполнении Игоря Рудинского), который поёт, как хороший драматический артист, создавая настоящую миниатюру из шлягера «Я почтальон пустых бутылок», а колыбельную для Ассоль исполняет так, что каждой женщине в зале хочется немедленно приголубить его вместе с дочкой. Словом, мир Каперны у вологжан конечно неприятен, как в мюзикле и написано, но история Лонгрена и Ассоль показана так нежно, лирично, что начинаешь понимать: везде есть хорошие люди.
    … когда я задала Михаилу Бартеневу некорректный вопрос, какой из спектаклей ему нравится больше, он ответил: «Поют лучше все пермяки (пермский Театр-Театр), а играют лучше всех в Вологде»… Конечно, у вологодского ТЮЗа нет такого высокого бюджета, но искусство там присутствует в полной мере.


Александра Солдатова
из газеты «Экран и сцена», № 15 за 2013 год

Про спектакль "Я не вернусь"

    ...Но были на “Коляда-Plays”-2013 и спектакли, о которых хочется рассказывать гораздо больше. Так, многих потрясла постановка “Я не вернусь!..” по пьесе Ярославы Пулинович из Вологодского театра для детей и молодежи – работа Ирины Зубжицкой, победившей в номинации “Лучший режиссер”. На камерной сцене 2 часа 50 минут внимание зрителя держали 15 актеров. Кроме Виктории Парфеньевой (Анна) и Алены Данченко (Кристи), каждый исполнял множество ролей. Рассредоточенные в пространстве, иногда артисты разыгрывали сразу несколько сюжетов. Взгляд метался, зритель наблюдал то за тем, что происходит в центре, то за тем, что на периферии, где уже почти ничего не видно, но там-то и могло случиться самое важное. Сцены динамично сменяли друг друга. Режиссерская работа, игра актеров и сценография (минимальное количество декораций) напомнили фильм “Догвилль” Ларса фон Триера. И по масштабу темы постановка Ирины Зубжицкой оказалась сопоставима с картиной знаменитого датчанина. Неожиданно для спектакля по подростковой пьесе из молодежного театра в “Я не вернусь!..” даны ответы на самые взрослые вопросы, очень тонко показан сложный моральный выбор главной героини. Работа эта заслуживает подробного анализа, для которого, к сожалению, нет места в общем обзоре....


Екатерина
http://simfeya.livejournal.com/197750.html

Про спектакль "Я не вернусь"

    Вчера, по любезному приглашению организаторов фестиваля "КОЛЯДАPLAYS", посетила спектакль "Я не вернусь" Вологодского ТЮЗа по пьесе Ярославы Пулинович, поставленному режиссёром Ириной Зубжицкой. Я люблю театр и мне было интересно посмотреть труппу из другого города, но такого спектакля не ожидала совершенно!
    В основе пьесы и спектакля - история девушки Ани (актриса Виктория Парфеньева).Аня Морозова после смерти мамы попала в детдом. Но дальше, в отличие от многих-многих выпускников, на удивление благополучная жизнь: школа с золотой медалью, поступление в институт и блестящее его окончание, работа на одной из кафедр института, доброжелательные коллеги, предстоящая поездка на научную конференцию в Принстонский университет.
    Но всё рушится в одночасье, когда приятель по детдому оставляет ей пакет, в котором оказываются наркотики, а милиция ищет девушку как соучастницу преступления.
    И вдруг оказывается, что пойти в такой ситуации ей некуда и не к кому: любимый мужчина, женатый преподаватель этого же ВУЗа ( актёр Игорь Рудинский) сообщает, что не намерен решать за неё проблемы, потому что у него работа, дела и семья. Герман, давний поклонник, не может пустить даже на ночь, т.к. боится хозяйку съёмной комнаты, зато обещает: "Поеду следом на поселение, когда тебя посадят."
    Аня оказывается на вокзале, потом в дет.приёмнике, в котором царят нравы диких джунглей. Из дет.приёмника Аня бежит, за ней увязывается 13летняя Кристина (Алёна Денченко), постоянно рассказывающая о своей бабушке во Владивостоке. И девушки туда отправляются автостопом, переживая по пути много разных ситуаций.
    Спектакль меня поразил до глубины души!
    Во-первых очень искренним проживанием актёрами жизней своих героев. А это непросто, учитывая, что в пьесе масса действующих лиц, поэтому актёрам и актрисам приходилось перевоплощаться в нескольких персонажей по очереди. Но даже самые маленькие роли были очень запоминающимися, живыми узнаваемыми людьми: дальнобойщики, воспитатели и училки в дет.доме; жена, то ли не подозревающая об измене мужа, то ли закрывающая на неё глаза; детдомовцы и пр. Вот этот водила вызвал улыбки и смех зрителей, когда с узнаваемыми интонациями зазывалы произнёс: "Ревда, Первоуральск, два места" (Ревда и Первоуральск - это близкие к Екатеринбургу города, чего приехавшие из Вологды актёры знать, вроде бы, не могут). Кто-то из зрителей откликнулся и спросил: "а трёх возьмёшь?" Водила тут же откликнулся: "Два места, только два".
    Во-вторых, спектакль очень интересно построен. Кулис нет, все актёры на сцене. Отойдя с первого плана, не занятые в следующей сцене просто садились на стулья и застывали, как выключенные роботы. Но не просто застывали, а находились в образе, который соответствовал происходящему.
    В-третьих, весьма удачное музыкальное оформление спектакля, созданное Ларисов Васильевой. Музыка то подчёркивает переживания героев, то создаёт контраст, то становится нейтральным фоном, то утихает и тишина сама по себе создаёт атмосферу.
    Конечно, можно много разбирать и анализировать, но никакой анализ не передаст той особенной атмосферы, возникшей в зале, когда публика ловит малейшее движение на сцене, когда по залу проносится вдох сочувствия или смех. А к концу спектакля, по-моему, глаза у всех были на мокром месте.
    Автор пьесы - Ярослава Пулинович. Удивительно, как такой юной девушке удалось очень жизненно передать невероятную историю.


Елена Гецевич
Фестивальный выпуск "Театральная газета" с "Коляда-Plays" № 2 от 22 июня 2013

«Я не вернусь!..»

    Стакан наполовину полон или наполовину пуст? В отношении спектакля «Я не вернусь», показанного Вологодским молодёжным театром, определяющим становится ваша жизненная позиция.
    Оптимист с интересом будет наблюдать, как с помощью минималистических приемов режиссер Ирина Зубжицкая «расправляется» с повышенной кинематографичностью текста Ярославы Пулинович. Стулья, свет и актёрская пластика – вот нехитрое сочетание, с помощью которого на сцене достигается эффект перехода из реальности во флэшбэк, проброса в несколько лет или смены места действия.
    Для пессимиста на поверхность выползет затянутость спектакля, который достаточно искусственно поделён на два действия, для чего наполнен вставными номерами, бытописанием и ковырянием в мелочах. Особенно этим грешит первый акт, где, по идее, времена и события должны сменять друг друга с невероятной для нормальной пьесы скоростью.
    Оптимист и пессимист, которые сидят в каждом из нас, в течение спектакля ведут бесконечный спор. Искренность пьесы и героев для одного – для другого микшируется почти математической расчётливостью постановщика, особенно ярко проявившейся в выборе музыки. Всё второе действие проходит в постоянном нагнетании с помощью навязчивого и потёртого многими постановщиками «Реквиема по мечте». Пусть весьма изобретательно использована эта композиция, чтобы показать пролетающие мимо машины: казалось бы, где Моцарт и где фуры с дальнобоями? Однако монтаж этого произведения встык с песней «Прекрасное далеко», под которую вершится хеппи-энд, заставляет нервно поежиться: вам только что постарались наступить на все возможные болевые точки и методично их продавливают.
    Понятно, что основной зритель спектакля – молодежь, которой требуются яркие мазки и крупные штрихи, которая слушает до дыр затёртые треки. И спасибо, что в звуковой дорожке постановки не появился модный, благодаря пресловутым «Сумеркам», «Лунный свет» Клода Дебюсси...
    Виктория Парфеньева, играющая роль Ани, в ходе спектакля легко (согласно пролетающему времени или меняющимся обстоятельствам) трансформируется из бесполой девочки-мальчика, порождённого безликой интернатовской системой, во влюбившуюся в первый раз до визга девчонку, в боевую беспризорницу или в женщину, неожиданно ощутившую материнские чувства. Однако в начале спектакля не слишком ли она наивна и быковата для отличницы, пусть и детдомовской, но все же сообразительной и способной? Режиссёр увлекается, показывая её очередной «фросей бурлаковой», не делая скидки на изменившееся время и нравы.
    Кристина, которую играет Алёна Данченко, трансформируется не так заметно, но ей этого и не надо. Её роль и без того яркая и запоминающаяся: нервный, неусидчивый и неуживчивый подросток с какой-то неблагополучной картавостью и безграничной фантазией. Смесь адская, выписанная так Ярославой Пулинович, но режиссёр (или актриса) порой пересыпают в персонаж перца эксцентричности.
    В общем, полон этот спектакль откровений или пуст, решает каждый зритель для себя, в зависимости от своих взглядов на жизнь и, может быть даже настроения.


Александр Марюков
Из газеты «Красный Север», № 47 (27073), 20 марта 2013 г.

«Митрофанушка по-прежнему не хочет учиться, но теперь и запел об этом»

    Комическая опера на вологодской сцене - такого не припомнят даже театралы со стажем. Ладно бы еще какую-то авангардную музыкальную вещицу ставили, так ведь Театр для детей и молодежи сразу на классику замахнулся - на «Недоросля» Дениса Фонвизина. Премьера состоялась в минувшие выходные.
    Помню, лет сорок назад попалась мне в руки статья известного литературоведа, который, рассуждая о достоинствах комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова, не преминул мимоходом «пнуть» «Недоросля». Мол, комедии этой, в отличие от грибоедовской, суждена недолгая жизнь, – поскольку нравоучительна, да и политизирована к тому же, не поднимается до общечеловеческих ценностей. Уверен, что художественный руководитель театра Борис Гранатов, режиссер-постановщик Ирина Зубжицкая - все, кто работал над спектаклем, эту статью не читали. Поскольку в новой работе театра на первый план вышли как раз эти самые ценности, и в то же время она очень современна.
    Взять хотя бы такую фразу, брошенную со сцены в зал Простаковой (артистка Алла Петрик): «Да, что, сударь, не знаем мы, как законы выполняются?!» Кстати, о Простаковой. Именно она становится главным действующим лицом, конечно же, вместе со своим сынком Митрофаном (артист Денис Долбышев), чье имя давно уже стало нарицательным. Любовная интрига, рассуждения на злободневные вопросы современности отступают перед темой безграничной слепой материнской любви. Да, Простакова - жестокая крепостница, властная супруга, недалекий по уму человек, но прежде всего она - любящая мать. Все, что ни делает она, - все для него, для Митрофанушки. И, когда сын ее прилюдно предает, зрителям становится ее жаль.
    И вообще, особенность новой работы театра в том, что многие персонажи, не только Простакова, значительно многограннее, чем мы это усвоили со школьной скамьи. Того же Митрофана не назовешь тупицей, он себе на уме, ну не хочет учиться, так что, мало сейчас таких молодых людей? Притворяться дурачком, вот это по нему, лишь бы отстали с нравоучениями.
    Роль Тараса Скотинина - яркая удача артиста Эдуарда Аблавацкого. Вроде бы не главный герой, а запоминается. Его Скотинин обладает, как теперь принято говорить, отрицательным обаянием. Безусловно, мерзавец, но ведь глаз не отвести.
    Артистке Екатерине Чаукиной удалось вдохнуть жизнь в Софью - положительную героиню комедии. Ее Софья не просто драгоценный кувшин с добродетелями, а обыкновенный человек со своими недостатками и странностями. Очень искренний, поэтому невольно проникаешься к ней симпатией.
    Впрочем, пора уже от частного перейти к целому, к тому, что «Недоросль» - это итог огромной длительной работы всего коллектива. Опять на сцене (как в «Алых парусах» и «Шампанского!») почти вся труппа театра, опять нам предлагают яркое музыкальное действо, которое никого не оставит равнодушным.
    И последнее - вряд ли кто-нибудь упрекнет театр в том, что «это не Фонвизин, это не для школьников». Нет, авторы комической оперы Юлий Ким и Леонид Эйдлин очень бережно отнеслись к тексту комедии, так что, уважаемые педагоги, можете смело вести учеников в театр - им понравится. И вам тоже


страница    2020-2021    2019    2018    2017    2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   2009   2008    2007    2003-2006    1998-2001    1991-1995