партнеры
ПРЕССА

Коренева Елена, Хусаинова Диляра
Из журнала «Страстной бульвар, 10», №1-171/2014

«Голоса истории». XII Международный театральный фестиваль в Вологде».

    Конечно, «Ромул Великий» это и история, и не история; а если верить автору - «исторически недостоверная комедия». И в целом получилось интересное созвучие. Оба режиссера выбрали пьесы, где главные герои - правители, от действий (и бездействий) которых государство приходит в упадок: или его терзает внутренняя смута, или оно терпит военные поражения. На первый взгляд, эти правители - слабые люди, недостойные своих титулов. Но только на первый...
    Премьера «Ромула Великого» состоялась на родной сцене ТЮЗа. Картину разложения нравов Римской империи Борис Гранатов показывает, используя приемы и зрительные образы, понятные самому широкому кругу зрителей. В то время, когда армия германцев вот-вот возьмет Рим, обитатели виллы императора Ромула пьют вино и жарят шашлык на костре, подбрасывая в огонь ценные государственные документы. А военный министр Марес в спектакле - женщина, как и все окружающие ее солдаты, скорее желающие не воевать, а охотиться на мужчин... Вопрос в том, насколько далеко может зайти театр, желая показать падение вкусов и нравов, не заставит ли вдумчивого зрителя такая нарочитая безвкусица уйти в антракте.
    Но второй акт совершенно иной. Артист Эдуард Аблавацкий без всяких эффектов раскрывает истинную суть императора Ромула - политика, готового пожертвовать собой, чтобы древняя империя, не приносящая счастья ее подданным, перестала существовать. Одновременно становится ясно, что Ромул любящий отец, искренне переживающий сначала прощание с дочерью, а потом ее гибель. Никаких стенаний, только попытка задержать слезы - он же император. Эмоции проявятся потом, в разговоре с победителем - германским князем, когда Ромул осознает, что его подданным грозит участь похуже прежней, а ему самому откажут даже в праве на смерть от руки врага.


Евгений Стариков
из газеты «Красный Север», №69 (27 336), 2 июля 2014 г.

«Голоса истории» зазвучали по-новому. Каждый должен решить для себя: нужно ли спасать империю.

    Украшением фестиваля «Голоса истории» стал показ премьерных спектаклей вологодскими театрами. Народный артист России Борис Гранатов воплотил на сцене пьесу швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта «Ромул Великий», рассказывающую о последних годах Римской империи.
    Главный герой «исторически недостоверной комедии» вместо того, чтобы спасать Римскую империю от германских полчищ, разводит кур, пролеживает дни в ванне-троне. Для него империя уже обречена, изменить историю невозможно, сопротивляться этому бессмысленно. Если в первой части спектакля все это воспринимается действительно как комедия, некий КВН, то вторая больше похожа на трагедию. К зрителю приходит понимание, что Ромул - далеко не глупый человек, как казалось первоначально. Его соперник - германский вождь Одоакр - оказывается не врагом, а союзником. Только, в отличие от Ромула, Одоакр считает, что произвольный ход истории, где его воинственный племянник пока является простым исполнителем поручений, а не фюрером, может завести человечество в еще более сложную ситуацию.
    Для более современного звучания Борис Гранатов внес в текст Фридриха Дюрренматта небольшие изменения. Так, в спектакле появились мелодии из кинофильмов «Крестный отец» и «Восемь с половиной недель», стихи Иосифа Бродского из цикла «Письма римскому другу», афоризмы Георга Лихтенберга. По задумке режиссера-постановщика роли военных играют исключительно женщины. Сам Борис Александрович охарактеризовал свою работу коротко: «Это спектакль о том, как сложно бывает интеллигентному человеку в нашем непростом мире».


Александр Марюков
из газеты «Красный Север», №21 (27 288), 26 февраля 2014 г.

«Под песни Высоцкого нам напомнили о вечных ценностях»

    Сюжет пьесы, заинтересовавшей режиссера постановки, художественного руководителя театра, народного артиста России Бориса Гранатова, прост и в то же время невероятен - три столетние (!) старухи через много лет после окончания Великой Отечественной отправляются на железнодорожную станцию встречать своих мужей. С чего бы вдруг? А просто привиделся Марье ее Иван. Вернулся целехонький, вроде живи да радуйся, но огляделся он по сторонам, и горько стало на душе: «Эх, люди, что ж вы с нашей страной наделали? Куда ни глянь - везде разруха, везде одни могилы. Эх... И врагов нет, и друзей нет, и не добрых, и не злых... Никого нет. Ничего нет».
    Но Иван не был бы Иваном, если бы из любой ситуации не старался найти выход: «Русский солдат на то и герой, что любое чудо сварганит! И заново все наладим, отстроим, и лучше прежнего заживем. А сейчас отправляйтесь на станцию нас встречать. Мы вернемся к маю, вровень к кануну победы».
    У трех подруг, доживающих свой век в заброшенной деревеньке, судьба вроде одна (у всех погибли мужья) и в то же время у каждой - своя особенная. Марью (актрисы Ольга Юганова, заслуженная артистка РФ Валентина Бурбо) согревают воспоминания о счастливой семейной жизни с любимым Иваном. А вот Серафима (заслуженная артистка РФ Елена Авдеенко) со своим Федором плохо жила, «собачились» постоянно, и даже, когда провожала на войну, поцапалась с ним. А все потому, что нравилась ему в юности Машенька, да отвергла его, Ваню выбрала. Ну а у Прасковьи (Яна Лихотина, Нина Масленикова) - другая история: несколько лет дружила она с Гришей, но даже поцеловать его на прощанье не решилась, слишком народу на вокзале было много. На других после войны и смотреть не могла - все Гришу ждала.
    Новая работа коллектива не для тех, кто приходит в театр просто скоротать часок-другой, отдохнуть, отвлечься от суеты будней. Она требует от зрителей внимания и сопереживания, а этому очень способствует сама атмосфера, царящая на сцене, - как нельзя кстати пришлись к месту песни Владимира Высоцкого, исполняемые артистами театра. Песни эти передают дух того времени, помогают лучше узнать характеры героев, оценить их поступки.
    Тот, кто читал пьесу Богаева, будет удивлен неожиданной развязкой спектакля. Хотя, на мой взгляд, она как раз и вытекает из происходящего на сцене. Одним словом, нам вновь подарили надежду.


страница    2020-2021    2019    2018    2017    2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   2009   2008    2007    2003-2006    1998-2001    1991-1995