партнеры
ПРЕССА

WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 23 декабря 2019 г

Евгений Кондратов «Психологический триллер «Способный ученик» поставили в Театре для детей и молодёжи».

   На сцене Вологодского театра для детей и молодежи состоялась премьера спектакля «Способный ученик» по пьесе Ирины Васьковской в постановке Василия Лимонова.
   Спектакль рассказывает историю Тодда Боудена – любознательного и способного американского школьника образца 1970-х годов. Однажды Тодд узнает, что старик, живущий с ним по соседству – нацистский преступник. Но, вместо того, чтобы выдать преступника правительству, он начинает использовать его в своих интересах.
   Пока ровесники мальчика беспечно играют, главного героя интересует совсем недетская тема – история холокоста. Именно возможность прикоснуться к запретным темам и узнать от старика Дюссандера больше, чем расскажут в учебниках, меняют главного героя до неузнаваемости. Ненормальное увлечение ужасами войны превращает главного героя из обычного подростка в настоящего маньяка, зависящего от страшных историй старика. Становится непонятным, кто является бóльшим чудовищем: бывший нацист, равнодушно отправлявший в газовые камеры невинных людей, или вчерашний отличник и спортсмен, ныне буквально упивающийся подробностями нечеловеческих преступлений.
   В действии заняты всего два актера: Василий Лимонов в роли Тодда Боудена и заслуженный артист России Игорь Рудинский в роли Курта Дюссандера.
   Спектакль максимально минималистичен – декорациями стали пара раскладных стульев и стены, оклеенные газетами. По словам Василия Лимонова, газеты символизируют то обилие информации, в котором существует человек: «Современный мир насыщен информацией и, самое страшное, мы не знаем, как она может на нас повлиять. В последнее время обретает популярность, например, альтернативная история. Влияние этой истории на неподготовленного человека может оказаться таким же разрушительным, как и рассказы Дюссандера на главного героя. Мы должны знать историю и уметь искать правдивую информацию. А еще мы так или иначе должны ее “фильтровать”, иначе количество информации может свести нас с ума».
   Режиссер рассказал, что взяться за этот спектакль его подтолкнули сообщения в СМИ о случаях массовой стрельбы в учебных заведениях, в частности, происшествие в колледже в Керчи в 2018 году: «Этим спектаклем мы не пытаемся рассказать историю холокоста или Великой Отечественной войны, а через такую сложную тему ищем ответ на вопрос, что же движет людьми, которые совершают такие поступки. Если вы надеетесь найти ответ в постановке, то я вас огорчу – его здесь нет. Весь спектакль – разговор со зрителем, где мы не навязываем свою точку зрения, а лишь создаем условия для последующего размышления».
   Для Василия Лимонова это первая режиссерская работа на большой сцене. Здесь он выступил в качестве исполнителя главной роли, режиссера и художника при поддержке коллеги по сцене заслуженного артиста России Игоря Рудинского, руководителя постановки народного артиста России Бориса Гранатова и команды театра.
   «В спектакле поднимается серьезный вопрос о том, как молодое поколение воспринимает тему войны, фашизма и насилия. Эти темы никогда не устаревают, а влияние идеологии насилия, к сожалению, оказывает сильное воздействие на молодое поколение. „Способный ученик“ – это самостоятельная работа Василия Лимонова в качестве режиссера. В нашем театре есть многолетняя традиция, когда в репертуаре возникают спектакли, самостоятельно подготовленные актерами театра. Благодаря постоянному желанию актеров творить, у зрителей появилась возможность увидеть постановку на сложную и всегда актуальную тему», – поделился впечатлениями от работы руководитель постановки Борис Гранатов.


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 21 октября 2019 г

Светлана Гришина «На сцену Театра для детей и молодёжи пришёл «Каменный властелин».

   Драма «Каменный властелин», которой театр открыл новый сезон, поставлена по пьесе Леси Украинки (в буквальном переводе с украинского название звучит как «Каменный хозяин»). История Дон Жуана, описанная и в поэзии, и в прозе, поставленная на многих сценах, интересна не столько сама по себе, сколько тем, с какой стороны посмотрит на этот сюжет очередной автор, какой своей гранью повернется к читателю или зрителю известная ситуация и кто окажется главным объектом его внимания. В случае с пьесой Леси Украинки смысловым стержнем становится стремление к власти, и неважно над кем – над женскими сердцами или над целой страной.
   «Интересно не просто рассказать еще одну историю о Дон Жуане, а увидеть новый, женский взгляд на эту историю, – объясняет выбор пьесы художественный руководитель театра народный артист России Борис Гранатов. – Пьеса, написанная в 1912 году, содержит явные политические мотивы. Европа на пороге Первой мировой войны, Россия между двух революций – проблема власти стоит остро и идея свободы витает в воздухе. Что такое мнимая и подлинная свобода, что такое власть, откуда возникает жажда власти – вот эти проблемы волновали автора пьесы».
   Режиссер убежден, что ставить пьесу в формах того времени, когда она была написана, неправильно, тем более что текст появился в начале ХХ века, а речь идет о событиях полулегендарных. Поэтому сценический антураж весьма условен: декорации и костюмы, придуманные Виктором Пушкиным и Ольгой Резниченко, лишь задают направление для работы зрительского воображения. Речь идет не столько о средневековой Испании, сколько об извечном противостоянии личности и общества, мужчины и женщины.
   С точки зрения Бориса Гранатова, этот спектакль – прежде всего история о донне Анне. Во всех историях о Дон Жуане женщины – это его жертвы, а здесь он встречает в женщине сильную личность, способную не только противостоять ему, но и подчинить своей воле. Он пытается завоевать ее еще до того, как она стала женой Командора, но она выходит замуж по расчету – ей хочется жить в столице, бывать при дворе. Когда муж намекает ей о своих планах на трон, она оказывается готова идти вместе с ним по этому пути. Да, она страстно полюбила Дон Жуана, но, убив Командора, он… только помешал ей.
   Каждый из актеров по-своему прочитывает эту историю в рамках режиссерской трактовки. Дон Жуан в исполнении Виктора Харжавина самоуверен, напорист и убежден в своем праве жить так, как хочет – ведь он из тех немногих, кто по-настоящему свободен. Однако его свобода оказывается мнимой, и это со всей очевидностью доказывает ему донна Анна (Дарья Сахновская), заставляя его посмотреть на себя с другой стороны. Принимая как должное жертву своей вечной «невесты» Долорес (Алёна Данченко) и обещая хранить данную ей клятву, в критический момент Дон Жуан легко забывает о ней. Но не забыла о своей главной цели донна Анна.
   «Когда Дон Жуан гибнет, он превращается в камень, но это аллегория, – рассуждает Борис Гранатов. – Каменный властелин – кто это? Убитый им Командор? Или, может быть, донна Анна? Или Дон Жуан сам становится каменным властелином? У нас такое решение: он согласился занять место командора, и это его гибель. Гибелью становится отказ от принципов, и именно об этом говорит пьеса».
   Интересные актерские работы, динамичные многофигурные сцены, неожиданное музыкальное оформление оставляют яркое впечатление от спектакля.


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 26 апреля 2019 г

Ирина Сорокина «У каждого своё сумасшествие: премьера спектакля "Как Зоя гусей кормила" сегодня пройдёт в ТЮЗе"».

   Пьесу молодого современного российского драматурга Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила» поставили на сцене Вологодского театра для детей и молодежи.
   Эту историю режиссер, народный артист России Борис Гранатов выбрал не случайно: «Мне очень понравилась пьеса, она затрагивает целый спектр вопросов. Я думаю, спектакль не оставит равнодушным зрителя: кто-то посмеется, кто-то погрустит. В нашем мире нет чистого жанра – наша жизнь в каком-то роде веселый трагизм, поэтому в постановке есть что-то комедийное, есть что-то трагическое, мы определили жанр как комедию-мелодраму. В нашей работе все строится на ощущении от пьесы, и оно менялось в ходе репетиций. Например, сначала мы хотели, чтобы у каждого героя была песня бардов 1960-70-х годов, потому что молодость одного из персонажей – Владимира – пришлась на этот период. Но на репетициях эта идея отпала, и мы взяли современную песню, знакомую сегодняшней молодежи, потому что главной героине Жене – 18 лет, она ближе к нашему зрителю». Спектакль поставлен к юбилею актрисы театра – заслуженной артистки РФ Валентины Бурбо.
   История о Зое – столетней старушке, на первый взгляд выжившей из ума, содержит много тем для размышления. Зоя (Валентина Бурбо), которую, по словам медиков, уже две недели назад должны были похоронить, оказывается живее всех живых. А все потому, что у нее есть смысл жизни – ее великовозрастный сын Владимир (Эдуард Аблавацкий). Кто, как не она, его защитит, о нем подумает... А он? Устал от ее заботы и заботы о ней. И в то же время понимает, что на всем белом свете это единственный родной человек. Владимир может вызвать у зрителя двойственные чувства: несовременный, живущий под маминым крылом, не умеющий принимать решения, в то же время это человек с по-детски чистой душой, не очерствевшей от жизненных бурь. Он умеет искренне любить, в нем нет эгоизма, хитрости, наглой изворотливости. Противоположность – его друг Плоцкий (Денис Долбышев). Он не настолько умен, но умеет добиваться всего напористостью и наглостью, всю жизнь завидует Владимиру и в то же время смеется над ним.
   Женские образы заставляют зрителя смеяться и плакать от души. Главные героини (Зоя и Женя) покоряют энергетикой и харизмой. Они очень похожи, у каждой есть свое «сумасшествие». Зоя открыла секрет бессмертия – никому не нужный человек на свете живет дольше. Вот и старается придерживаться этой теории, хочет казаться старушкой, выжившей из ума, прикидывается беспомощной, хотя может и в пляс пуститься. В ее деревне, когда приходило время умирать, готовили гроб, человек наряжался, ложился туда и ждал смерть... а на утро мог встать, одеться в лохмотья и идти пасти гусей. Так и Зоя уже который год «пасет» единственного сына, оберегает его от всего (да можно ли от всего уберечь?). Вот и явившуюся на порог нежданно-негаданно Женю (Екатерина Чаукина) пытается выжить. Но не тут-то было! Женя не дает себя в обиду: «Я в детстве белены объелась и быка за рога оттаскала». Есть у этой сбежавшей из дома девчонки мечта – жить в Москве, щеголяя многочисленными нарядами. А ей достается шестидесятилетний мужчина и его престарелая мать. Впрочем, это не самый худший вариант для провинциалки. Ей хотелось вырваться из родительского дома, из деревни, откуда вся молодежь умчалась в столицу, – сбежать любым путем, поэтому она соглашается приехать к незнакомому мужчине. У нее нет образования, но есть молодость, красота, авантюризм – все то, чего так не хватает Владимиру. Она буквально ворвалась в их с Зоей скучную размеренную жизнь, добавила красок. Девушка становится членом семьи, находит общий язык с Зоей, Владимир пришелся ей по душе. Для него и его мамы эта глупая задорная девчонка – глоток свежего воздуха. Но так ли безоблачно счастье? И так ли безопасен большой город, как уже начала думать Женя?
   Эта история о человеческих взаимоотношениях, о нас самих, о тех обстоятельствах, которые могут повлиять на наш характер, наши решения, нашу жизнь. Борис Гранатов предлагает улыбнуться, а местами и посмеяться и при этом увидеть настоящую драму, в которой стоят вопросы нравственного выбора, дружбы и любви.


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 1 апреля 2019 г.

Ирина Сорокина «Круговерть, где человек, как снежинка»: на сцене ТЮЗа прошла премьера спектакля «Метель».

   Режиссер Ирина Зубжицкая поставила спектакль по мотивам одноименной повести Александра Пушкина, взяв за основу пьесу известного современного драматурга Василия Сигарева. Премьера состоялась на сцене Вологодского театра для детей и молодежи 30 марта.
   «Ах, судьба, судьба, судьба», – так начинается спектакль. Что же такое судьба? Злой рок или счастливое стечение обстоятельств? Никто не даст точное определение, ведь то, что сегодня казалось бедой, завтра может оказаться благом. И те испытания, которые выпадают героям этой истории – истинное тому подтверждение. Метель в спектакле – не просто обстоятельство, это и есть сама судьба, которая словно руководит жизнью героев, их мыслями, чувствами и поступками.
   В первой части метель – нечто наводящее ужас, почти персонифицированное, завывающее, явно перекликающееся с бурей в голове главной героини, мучимой вопросом, верно ли она поступает, решаясь ради любви на побег из родительского дома. Во второй части метель – легкий полупрозрачный свет счастья, принесенного пониманием, что те непонятные, роковые обстоятельства на самом деле уберегли от неверного шага и в итоге подарили настоящие чувства.
   Метель в спектакле – это и внутреннее состояние каждого героя. Марья Гавриловна находится в эпицентре своей «метели» – любви, которая будоражит ее юную душу. Актрисе Анастасии Латкиной удалось тонко передать и юную восторженность, и терзающие душу сомнения своей героини. Герой ее романа – поручик Владимир Николаевич (Виктор Харжавин) тоже находится в метели чувств, в метели предвкушения, он не столько любит, сколько тешит самолюбие, желая выглядеть этаким бравым молодцом, сумевшим украсть из родительского дома юную барышню. Для подруги, у которой в спектакле даже нет имени, а только инициалы К.И.Т. (Алена Данченко), метель – это приключение, где она в какой-то мере сама режиссер чужого любовного романа.
   Любопытный персонаж, которого ввела в спектакль режиссер Ирина Зубжицкая, – Импровизатор (Игорь Рудинский). Это сочинитель, поэт, на ходу выдумывающий сюжет, который герои тут же разыгрывают. У этого персонажа своя «метель» – вдохновение. Оно захватывает и погружает его в придуманную им же историю – незаметно он сам становится ее частью, одним из главных героев.
   Сюжет, знакомый со школьных лет, воспринимается несколько иначе – возможно, в силу общей ироничной интонации спектакля, а также явственной установки на игровое начало всего происходящего на сцене. Жанр спектакля определен как «играем в Пушкина», и все, что происходит на сцене, это только игра. Не только лицедейство, а игра как процесс, как способ существования, как в детстве, когда играют в дочки-матери, примеряя на себя ту или иную роль. Игра ради игры, когда играющие получают удовольствие от процесса.
   «Современное восприятие иронично, и мы хотели приблизиться к этому, показать сюжет через такую тонкую иронию, – рассказала перед премьерой режиссер спектакля Ирина Зубжицкая. – Влюбленные девушки, верящие в светлую чистую любовь, были и будут всегда и везде, поэтому эта история интересна современному зрителю. Для меня «метель» – это поток жизни, хотя это слишком просто, или судьба, но это витиевато, а ведь все равно человека несет куда-то. Что несет? Энергия внутреннего развития или то, что проще назвать судьбой, или какой-то вселенский ветер. Метель в нашем спектакле – какая-то круговерть, где человек, как снежинка, которую куда-то несет, а он только успевает вздыхать и удивляться».


Петербургский театральный журнал (официальный сайт), блог,
Февраль 2019 г.

Павел Руднев "О красоте и о травме"

   Из массы спектаклей на фестивале премьер Вологодской области «ВОТ» выделялись несколько работ, которые могут достойно представить регион на различных фестивалях, имеют федеральное значение.
   В большой форме лидером был «Сирано de Бержерак» Вологодского театра для детей и молодежи в режиссуре корифея этой сцены Бориса Гранатова. Труппа создала красивую сказку о самом прекрасном человеке на земле, в которой просто и ясно, спокойно и с достоинством творится тот градус идеализма, который чаще всего недоступен сегодня, тотально не совпадает с уличной реальностью. Сила театра — в перемещении зрителя в нездешнее пространство. Ремарка вербализуется, называется время действия — 1640 год, и для зрителя это настолько далеко, что вообразить невозможно.
   Спектакль, как и пьеса, начинается со сцены «театра в театре», но далее действие так и не выходит из пространства Бургундского отеля. Художник Виктор Пушкин разворачивает на сцене изнанку театра, она же — зал для игры в мяч, она же — солнечная французская площадь. На всех поверхностях высокой сценической коробки — охристые пятна, легкая позолота. Когда-то Максим Горький, увидев на сцене самарского театра одну из первых постановок Ростана в России, так влюбился в это «солнце в груди» Сирано, что его отшатнуло от натурализма Короленко и Успенского и сделало неоромантиком. Здесь, в вологодском спектакле, этой солярности вдоволь — французское южное солнце словно ударилось оземь и повисло ошметками на стенах, на костюмах, превратив театр в сияющий чертог.
   Необыкновенно важны для аудитории молодежного театра высокие, не становящиеся предметом пародии, слова о любви, для которой ожидание и терпение важнее быстрого контакта, а смерть не несет ощущения конца и забвения. Где есть и благородство, и хулиганство земного существования, и одно не противоречит другому. На сцене, словно невзначай, стоит типичная плита с предметами противопожарной охраны, и это символично: миссия Сирано — охранять любовь как иссякаемый ресурс, не использовать ее напрасно, не тратить чувство, а накапливать.
   Эти эмоции дает в своей игре артист сильный, обаятельный и оснащенный — Виктор Харжавин. Сирано тут единственный, у кого костюм не театральный, это скорее одежда аутсайдера, странника, может, охотника, исполненная в походном стиле. Он тут в большей степени нелепый неприкаянный художник, чем неотразимый любовник. Артистом найдена удивительная интонация чтения стихов, так, что они не звучат как трескучие рифмованные строки. В ней есть вдохновенность, но нет пафоса, рисовки, трибунства. Так читает не актер, а поэт — человек, полюбивший слова больше реальности, ценящий метафору сильнее, чем то, что ее вызвало. Харжавин выговаривает слова так, словно это редкая пища, что насыщает. Интонация его голоса бархатная, медовая — но не оттого, что ему хочется казаться красивым и изящным, а оттого, что в подборе слов — описание бесконечной любви к миру, всеприятие. Словами поэт мир благодарит за его каждое проявление.
   И вместе с тем Сирано — неудачник. Его костюм странника (художник Ольга Резниченко) лишь свидетельствует, что он в житейской игре на скамейке запасных. Неудачная жизнь заканчивается неудачной некрасивой смертью. В этом — участь художника, того, кто рожден на земле, чтобы мучиться. Поэт никогда не может досказать всего того, что хранится в сердце. Художник всегда проваливается, не достигая совершенства; никогда не удовлетворен собой и словно не совпадает со своей судьбой, все время что то теряет по пути. У этого Сирано его знаменитый нос висит на веревочке в двух экземплярах (побольше и поменьше), их он периодически надевает-снимает, что несколько напоминает невроз героев пьесы Владимира Сорокина «Дисморфомания», которым при отсутствии видимых увечий грезятся несовершенства их тел.
   У Кристиана в исполнении Андрея Камендова — костюм красного солдатика, он полу-Арлекин, полугусар. Ершистый, озорной задира с внешностью Тибальта, но без крайних эмоций. Он позволяет Сирано не то чтобы суфлировать ему, а просто-таки режиссировать жизнь: любые средства хороши ради быстрого результата. В одной из сцен Кристиан наигрывает одним пальчиком на гитаре песенку для Роксаны. Буквально как первый парень двора, альфа-самец, который горазд дать в морду при любом удобном случае, но тушуется, когда надо быть тонким, знать слова и мелодию любви. Так, что то промычал косноязычное под грубо дребезжащую струну.
   Роксана (Анастасия Латкина) — беспокойная, любопытная к жизни девочка — еще не умеет ценить сложное и драматичное, цепляется за пышность и театральность, за эффекты. Она не способна опознать рассинхронизацию внешности Кристиана и зрелости строк, диктуемых невидимым суфлером.
   На сцене — атмосфера французских площадей: маленький любительский оркестрик играет аккордеонную шансонную музыку, французскую польку. Здесь верховодит кондитер Рагно с аккордеоном в руках. Жизнь маленького улыбчивого, открытого героя Дениса Долбышева полностью отдана искусству. Неспособный творить, он видит смысл в том, чтобы быть рядом с поэтами, которых подкармливает как может, аккомпанирует их судьбе. Этакий кормящий отец, раздаривающий себя за право постоять рядом с любимцами муз.


страница    2020-2021    2019    2018    2017    2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   2009   2008    2007    2003-2006    1998-2001    1991-1995